Первое систематическое изложение доктрины кенотизма - в "Дополнениях к церковной христологии" (1845) Готфрида Томазиуса (1802-1875), консервативного лютеранина, профессора богословия Эрлангенского университета. То, что я по Чекановскому излагал в предыдущей записи, - это, в основном, его. Ему же принадлежат первые ответы на вопрос "что?" (что изменилось в Логосе при Воплощении) и "как?" (как это могло произойти без ущерба для Божества).
В самом общем виде ответ на вопрос "что?" я уже сообщил: "образ Божий" (morphe theou) сменился на "образ раба" (morphe doulou), или, иначе сказать, Логос добровольно отказался от Божественной "славы" (doksa), "которую Он от начала имел у Отца и по отношению к миру обнаруживал в управлении и господстве над ним". Doksa - это полно, видимое равенство с Отцом, "образ проявления Божеской сущности или славное обнаружение ее", форма существования (Existenzform) домирного Логоса, которую при Воплощении Он сменил на форму бытия тварного, соработного Богу.
Более конкретным образом характер этого изменения Томазиус раскрывает через понятия имманентных и относительных свойств Бога. Первые - это те, которые определяют Существо Бога Самого в Себе, как абсолютной Личности, неотъемлемые атрибуты Божеского образа бытия, такие как абсолютная сила или свобода самоопределения, абсолютная истина или бесконечная премудрость разум, абсолютная святость и любовь. Вторые выражают свободные Его отношения к сотворенному Им миру; это формы обнаружения в мире имманентных свойств. Бесконечная сила открывается как всемогущество; бесконечная премудрость как всеведение; промыслительное участие в мире как вездесущие. Всемогущество, всеведение, вездесущие, существуя не сами по себе, а лишь как проявление имманентных свойств вовне, могут и не существовать, если Бог в свободном самоопределении, движимый любовью, от них отказывается; отказываясь от этих, в указанном смысле несущественных Своих свойств, Он не перестает быть Богом и не утрачивает Своих имманентных, сущностных атрибутов.
То же разделение, но в других понятиях Томазиус описывает как потенции и их реализацию. "Вмещаясь" в душевно-телесную, ограниченную пространством и временем человеческую природу, бесконечное Божество "потенцируется", снисходит в полноте Своих Божеских свойств до состояния чистой потенции, отодвигая Себя от периферии самооткровения и активности к Своему внутреннему центру. "Потенция не есть нечто бессильное, пустое, но сжатая (собранная) в своей внутренней основе сущность, сконцентрированная в себе от периферии проявления и активности бесконечная полнота и потому - сила сама в себе". Отсюда даже моменты полнейшей пассивности в земной жизни Спасителя, такие как начало Его жизни и смерть суть моменты наибольшей концентрации свободной, вечной Его любви к человеку и покорной любви к Отцу, а потому парадоксальным образом "высшие точки Его активности".
(Продолжение будет).