Реальный кеносис Сына Божия, утверждают кенотики, не только возможен, но и необходим в силу самой природы Бога. Как так?
1.
Бог абсолютно свободен и потому свободно определяет Себя к тому или иному состоянию; граница Его самоопределения есть только любовь, так же принадлежащая к природе Божества, как и Его свобода. Потому воля Божественная, неотделимая от Божественной сущности, остается вечно неизменной.
2. Самоуничижение, истощание - как акт свободного самоограничения из любви к Своему творению есть дело Божественной воли и потому никак не противоречит Его сущности. Ей бы, напротив, противоречила неспособность самоопределиться по Своей воле и любви.
«Любовь обнаруживает неизменяемость своего существа изменением способов и путей обнаружения» (Гесс). «Бог не может поступить вопреки совершенному закону разума, но чтО Божеская любовь и разум требуют, то Божеская воля [всегда] может совершить» (Гор).
3. Эту связь между сущностью Божией и кеносисом подтверждает вся история Божественного откровения: само творение, и особенно творение свобдных и разумных существ; допущение зла и противодействия Богу со стороны творения и др. - вплоть до высшего проявления кеносиса в Воплощении и земных страданиях Христа.
4. Вхождение Бога в течение времени не противоречит Его вечности. Кенотики рассматривают отношения вечности и времени как отношения потенции и реализации. Будучи фактом истории, времени, воплощение Логоса, как и творение мира, есть осуществление предвечного решения. Ни то, ни другое ничего не меняют в Самом Боге, для которого и то, и другое существуют в вечном настоящем.
5. Самоуничижение Бога необходимо было и для целей спасения человека. Нужно было, чтобы человечество «отражало Божеское Существо без преломления» (самооткровение Божества), и Бог стал подлинно человеком, проживающим человеческую жизнь. Ни то, ни другое невозможно, если бы Сын Божий явился в полноте Своих Божеских свойств.
6. Кеносис осуществляется без какого-либо нарушения отношений между Лицами Троицы - как решение Тройческого Божественного совета.
7. Наконец, возможность такого внутреннего проникновения человечества Божеством обусловлено характером человеческой природы, сообразностью человека Творцу. Богообразность есть основание, а богоуподобление цель человеческого существования; такая человеческая природа, будучи конечной, может вместить Бесконечного.
Вышесказанное пока не содержит ответа на вопрос о конкретном характере самого кеносиса, т.е. о том, в чем именно изменилось Божество Сына при Его воплощении. Некоторые расхождения в ответе на этот вопрос определяют умеренное и радикальное течения внутри кенотизма. Центральными понятиями, которые при этом обсуждабтся, являются понятия образа Божия (morphē theou), которым был Сын (Фил. 2:6), и Его славы (doksa).
(Продолжение будет).