Важным в этой модальной структуре долженствования бытия, прежде всего оказывается появляющееся в ней понятие свободы. Оно не совпадает с расхожим понятием свободы воли. Последнее есть свобода личностного субъекта в отношении долженствования. В данном же случае дело идет о присутствующей в самом долженствовании свободе в отношении бытия и его
(
Read more... )
Мне понравилось формулировка "свободная необходимость", тут Гартман невольно описывает так называемый Иерархически План. Через этот же "оптический обман" он дальше видит: "задним числом создавая еще отсутствовавшую онтологическую возможность".
В чём тут получается шиворот-навыворот, если интерпретировать эзотерически: мыслитель должен учитывать разные масштабы времени, потому что говоря "причинно-следственные связи" он говорит о течении времени и событий в их человеческом масштабе, но когда он касается "идеальной сферы" -- он касается "вечности" -- иного масштаба течения времени. Относительно "настоящего" времени "идеальной сферы" мыслитель находится в "прошлом", соответственно то, что философ называет для себя будущим -- в сознании Логоса уже осуществлено, абстрактный (для человека) План намечен, энергия выделена, пространство определено. Именно в этом пространстве будущего (онтической возможности) Гартман обнаруживает для человека его свободу -- "свобода необходимости от связи с онтической возможностью есть на самом деле важнейшее предварительное условие и для собственно свободы воли". Человек действительно свободен следовать этому Плану или отказаться от него, хотя и в определённых пределах, о которых Гартман и не обязан знать, но может их допустить, памятуя о Ное, например )
Вся совокупность "онтической возможности" в христианстве называется "Царствие Божие", а эволюционный процесс есть приближение этого "Царства", ну а человек - центральная фокусная точка этого процесса, глагол. "Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть"
Reply
Reply
Leave a comment