между универсальным и относительным

Feb 06, 2017 13:37

Всегда радуют продуктивные тонкие различения.
Гартман, оспаривая ценностный релятивизм, сначала показывает априорность ценностей: о ценности чего-то мы узнаем не из свойств этого чего-то, а потому что заранее имеем ценность, которая служит критерием оценки. Свойства вещи не источник ее ценности, а основание признать ее соответствие априорной ценности.
Но априорным может быть и предубеждение. Да, сплошь и рядом. Это всего лишь свидетельствует о возможности ошибки в оценивании.
Дальше - вопрос о субъективности. Ведь оценивание производится в сознании субъекта, так не он ли источник ценности? Нет.
Вот тут Гартман вводит замечательное различение между относительностью, релятивностью (Relativität) и реляционностью (Relationalität, к сожалению, слова русского ни переводчик, ни я подобрать не смогли). Относительность есть антоним абсолютности - произвольность, необязательность, субъективность, аксиома релятивизма. Реляционность - это соотнесенность с личностью, вещью (благом) или ситуацией в силу их сущности, онтологических характеристик. Ее противоположность - субстратность. Но само это "объединяющее отношение чисто объективно и для всякого восприятия абсолютно".
Но ведь это открывает возможность мыслить разные идеалы (констелляции ценностей) для разных людей, семей, народов... Типа что русскому, здорово, то немцу...
И - шевелится в мозгу - как-то сопрягаемо с темой "персональных логосов".

ценности, идеал, Гартман, логосы персональные, относительное

Previous post Next post
Up