mikhail_bar, который несмотря на неприятие самой темы «идеал» (и тем более «заигрывания» с коммунистическим идеалом), не оставляет мою работу без внимания, написал мне в комменте: «
уж если речь про Стругацких и "идеал", то более чем уместно вспомнить Трудно быть богом».
Перечитал.
Ну, для моей темы в моем ее понимании некоторый толк от чтения «ТББ» есть, но своеобразный, непрямой.
Прямо про «светлое будущее», там почти ничего, вот это разве:
Румата, землянин, рассказывает девушке с планеты, где жизнь отвратительна, «про хрустальные храмы, про веселые сады на много миль без гнилья, комаров и нечисти, про скатерть‑самобранку, про ковры‑самолеты, про волшебный город Ленинград, про своих друзей - людей гордых, веселых и добрых, про дивную страну за морями, за горами, которая называется по‑странному - Земля…». Ну и к вопросу о ценностях, его же мысли: «человек есть объективный носитель разума, все, что мешает человеку развивать разум, - зло».
Скудновато по сравнению с Ефремовым.
Но интересен ход мысли «в подрыв» самой идеи идеала: «И впервые Румата подумал: ничего нельзя приобрести, не утратив, - мы бесконечно сильнее Араты в нашем царстве добра и бесконечно слабее Араты в его царстве зла…». Вся книга про то, что высшее не может вмешаться в жизнь низшего и ускорить его развитие до себя, идея прямо антиреволюционистская. Я много слышал про идею «прогрессоров», это в позднейших романах - начал читать «Обитаемый остров».
Ну и, безотносительно к теме идеала, впечатляет, насколько представления братьев отформованы советской (точнее, шестидесятнической, либерально-советской) версией мировой истории: зловещий мир Арканара у них это одновременно нацизм и средневековье. «Серые» - коричневорубашечники, сменяет их «Святой Орден» с чертами СС…