Гартман: Платон против Канта

Feb 04, 2017 19:12

Для Канта нравственный закон творится волей трансцендентального субъекта. Гартман так излагает его аргументацию:

Для него существуют лишь две возможности: либо принцип происходит из внешнего мира, из вещей, природы, либо он происходит из разума. В первом случае он «эмпиричен», ему недостает всеобщности и самостоятельности (автономии) по сравнению ( Read more... )

ценности, Кант, Платон, Гартман, трансцендентальное Я

Leave a comment

trita February 4 2017, 17:41:12 UTC
А по мне так правы оба, вернее -- Кант предлагает практическое философское решение проблемы деятельности, в условиях понимания текущей неопределённости в вопросах реальной природы личности и воли, а значит и невозможности соотносить деятельность логически с это таинственной "в себе сущей идеальной сферой, в которой ценности пребывают первоначально", а Гартман критикует его за произвол ) глядя на вопрос теоретически, но сам же в итоге (далее по тексту) придёт к такому же пониманию, что и Кант, что ничего не остаётся индивиду, как только пользоваться категорическим императивом полагаясь на свободу личной воли, пожиная и победы и поражения ( ... )

Reply

gignomai February 4 2017, 19:57:53 UTC
Пока не понял. Как же это Гартман приходит к тому же, что Кант? По Канту ценности продукт воли субъекта, а по Гартману субъект их УЗНАЕТ и волю использует для того, чтобы принять или не принять.

Reply

trita February 4 2017, 20:26:28 UTC
Где же он их узнаёт, у "идеальной сферы"? А каким образом, он не говорит? )

Тут он Канта критикует, потому и незачем ему с ним соглашаться, но когда сам он начинает размышлять о свободе воли (ближе к концу книжки) то сам же к кантовским выводам и приходит, незаметно для себя.

Я особо сильно то не вчитывался, ключевые места посмотрел, на меня философские сочинения вообще действуют удручающе, как фильмы ужасов, бес сюжета, но с особой такой атмосферой страданий... специфичной.

Reply

gignomai February 5 2017, 07:14:49 UTC
Гартман - платоник. Т.е. для него ценности объективно существуют и воспринимаются особым органом, которым люди наделены, вроде совести.

Reply

trita February 5 2017, 07:41:28 UTC
Объективное восприятие человеческой ценности доступно только со стороны сверхчеловеческого восприятия, поскольку "ценность" это наивысшая материя, к которой человек устремляется изнутри, будучи её субъектом. Люди наделены потенциальной возможностью, и в сухом остатке всех разнообразных характеристик, различаются между собой только степенью раскрытия этого "органа", но "полно-ценное" раскрытие является характеристикой Будды или Христа, то есть оно вне философии.

Reply

gignomai February 5 2017, 07:57:35 UTC
Да нет, Вы не поняли - речь не о ценности человека, а о ценностях, о том, что ценно для человека. И способностью воспринимать ценности, как считает Гартман, люди обладают в разной мере, и она может развиваться - примерно как острота зрения или слуха.

Reply

trita February 5 2017, 08:08:17 UTC
И я о том, мне нужно было написать "восприятие человеческИХ ценностЕЙ" а их все синтезировал в единственном числе.

То, что эта способность "может развиваться" -- это опять же не философское заключение, а статистическое наблюдение, не подкреплённое законом, поскольку закон этот трансцендентен. Что есть этот "орган", почему он способен "развиваться" -- философии про то не известно, но львиную долю своих рассуждений она производит вокруг чёрной дыры этого принципиального неведения.

Reply

gignomai February 5 2017, 08:39:35 UTC
философии про то не известно, но львиную долю своих рассуждений она производит вокруг чёрной дыры этого принципиального неведения.
-----
Я правильно Вас понял? Речь о том, что неизвестно ФИЛОСОФИИ, т.е. не узнаваемо ее средствами. Но может быть известно ФИЛОСОФУ, но, в Ваших терминах, в меру его оккультной развитости. Так?

Reply

trita February 5 2017, 08:57:02 UTC
Философу как субъекту -- да, конечно, он только потому и философ, что развитость его привносит в сознание новые материи (ценности), а возникающая разница потенциалов вынуждает его искать выражения в форме, в данном случае в форме философской мысли и её текста. Это как раз прямая аналогия вынашивания и родов, хотя и не физическая, а ментальная, но механизм тот же, сдержать этот плод невозможно.

Но "философия" действительно ограничена в выражении, у неё есть свои законы и свой масштаб, в котором она актуальна. Этот как разница между масштабами классической и квантовой физики, есть предел, за которым одни законы перестают работать и теряют способность описывать реальность. "Оккультизм", при правильном его понимании, конечно, можно назвать "квантовой философией", вполне корректная аналогия.

Reply


Leave a comment

Up