Для Канта нравственный закон творится волей трансцендентального субъекта. Гартман так излагает его аргументацию:
Для него существуют лишь две возможности: либо принцип происходит из внешнего мира, из вещей, природы, либо он происходит из разума. В первом случае он «эмпиричен», ему недостает всеобщности и самостоятельности (автономии) по сравнению
(
Read more... )
Reply
Reply
Тут он Канта критикует, потому и незачем ему с ним соглашаться, но когда сам он начинает размышлять о свободе воли (ближе к концу книжки) то сам же к кантовским выводам и приходит, незаметно для себя.
Я особо сильно то не вчитывался, ключевые места посмотрел, на меня философские сочинения вообще действуют удручающе, как фильмы ужасов, бес сюжета, но с особой такой атмосферой страданий... специфичной.
Reply
Reply
Reply
Reply
То, что эта способность "может развиваться" -- это опять же не философское заключение, а статистическое наблюдение, не подкреплённое законом, поскольку закон этот трансцендентен. Что есть этот "орган", почему он способен "развиваться" -- философии про то не известно, но львиную долю своих рассуждений она производит вокруг чёрной дыры этого принципиального неведения.
Reply
-----
Я правильно Вас понял? Речь о том, что неизвестно ФИЛОСОФИИ, т.е. не узнаваемо ее средствами. Но может быть известно ФИЛОСОФУ, но, в Ваших терминах, в меру его оккультной развитости. Так?
Reply
Но "философия" действительно ограничена в выражении, у неё есть свои законы и свой масштаб, в котором она актуальна. Этот как разница между масштабами классической и квантовой физики, есть предел, за которым одни законы перестают работать и теряют способность описывать реальность. "Оккультизм", при правильном его понимании, конечно, можно назвать "квантовой философией", вполне корректная аналогия.
Reply
Leave a comment