Коммунизм (напоминаю, я об идеале, а не о практике РСДРП(б) или КПСС) - это по определению коллективизм, хотя наполнение этого понятия весьма многообразно и вариативно.
Во-первых, это взаимопомощь, кооперация, общественная поддержка каждого члена сообщества.
Во-вторых, это примат общественного, коллективного над личным. Первое и второе вместе
(
Read more... )
что у Вас коммунизм "по-ефремовски" обсуждается
(может это у Вас такая форма ностальгии по молодости?)
И разумеется ефремовские розовые мечтания и трагизм Стругацких (особенно поздних) -
вместе не очень стыкуются.
В любом случае - утопизм - это один из важнейших составляющих
пути к страданию и людоедству. Утопия - это насилие.
Чем ярче сияет утопический идеал, тем естественней
кажется, что до него рукой подать - только надо
уничтожить несколько препятствий, среди которых - люди,
классы людей. Вот именно эта увлеченность идеалом
приводит к слепоте, и тем самым к неразборчивости
к средствам, к насилию.
Reply
Reply
И читаете его, и Стругацких только сейчас?
(про Ницше - хорошо, видимо остальных перечисленных мною авторов
Вы уже прочитали?)
Рискуя повторить банальность - я не столько не понимаю Вас (смею надеяться),
сколько не разделяю Вашего интереса, отправной точки.
Вы пытаетесь выстроить и рассмотреть некий "идеал как он есть", без реализации.
Но "идеал" который не побуждает действовать в направлении "к себе" - какой же он "идеал"?
Если обратиться к исходнику - Платону - он как раз с риском для жизни
свой общественный идеал пытался воплотить неоднократно.
"Идеал" - неотделим от попытки воплощения. Он "тянет" к себе, это "притяжение" входит
неотъемлемым образом в понятие "идеал". Как раз Ефремов(и Стругацие) это хорошо понимали.
Reply
Вашу иронию насчет нечитанных авторов смиренно принимаю. На самом деле, кое-что и читало, но не систематически. А главное: пока что не понимаю, что эти авторы, начиная с Ницше имели бы против моих усилий. Думаю, что в отличие от Вас, им бы я сумел объяснить и быть понятым. Может, и Вы сподобитесь :)
Но "идеал" который не побуждает действовать в направлении "к себе" - какой же он "идеал"?
---
Так это и есть ключевой момент, который мне никак не удается сделать понятным. Конечно, идеал "тянет", но, я бы так выразился, когда по прямой, то это насилие и кровь, в этом и опасность утопизма. Но это неверное отношение к идеалу.
Все эти непонимания - Ваше и прочих - мне, на самом деле, помогают. Я понимаю, что я должен додумать и двигаюсь к этому.
Reply
1. Вы пишите "неверное отношение к идеалу". Но на каких основаниях? Почему неверное?
Я не вижу доказательств Вашего тезиса.
2. Я не вижу внятных опровержений доказательств Ваших оппонентов (моих в частности).
В таком случае смысл дискуссии пропадает.
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Тем более, если речь идет об эффективности как критерии.
Просто жалко времени.
Reply
Искренне надеюсь, что высвободившееся время будет потрачено с толком :)
Reply
Кстати, вот еще вполне себе проблема - Вы выдвигаете
"критерий эффективности" как самоочевидный, но это не так.
"Под" этим критерием - вполне определенные теоретические положения,
которые вовсе не всеми разделяемы. Так что и тут при разработке
понятия идеала - Вам следовало бы обосновать этот критерий.
Reply
Reply
А кстати, что Вы делаете? Я, наверное, тоже не понимаю. Хотя вовсе в этом не упорствую)
Reply
Вот был порядком уже как пост, прямо так и названный: "что я делаю" - http://gignomai.livejournal.com/849179.html.
Он никак не устарел - хотя в процессе движения я уточняю цель, предмет и способы.
Reply
Leave a comment