Гегель и Максим Исповедник

Jan 05, 2017 14:23

Шарль д’Онт, книгу которого о Гегеле я только что дочитал, доказывает, что Гегель вовсе не консерватор, а либерал, и атеист. Ну, или пантеист, что, по-моему, одно и то же. В самом деле, можно для доходчивости называть абсолютный дух Богом, но я не в состоянии представить себе, чтобы Гегель или кто-нибудь еще ему молился ( Read more... )

конец, Апокалипсис, Гегель, христианство, Максим Исповедник, пророки

Leave a comment

evgenevg1 January 11 2017, 08:57:39 UTC
Все же,Бердяев в данном случае говорил о "власти",как о продукте поврежденности,инструменте для существования падшего человека в им поврежденном мире."Власть" не инструмент Бога.
Безусловно,однозначного ответа на Ваш вопрос нет,но основа попытки понимания лежит в признании того что Бог есть причина всего сущего,но сущему непричастен(Дионисий Ареопагит)
Что касается "творчества",я думаю,что здесь содержится терминологическая проблема,не "творчество человека",творить не способного,не способного быть причиною сущему,а "сотворчества" Создателю,ассистирование воссозданию первоначального совершенства.
Тенденции противоположные сотворчеству это тенденции к дальнейшему повреждению и тенденции к обладанию инструментальных возможностей торможения этого продолжающегося повреждения.Конечно же,все сотворческое,как бы оно не было наноскопично не"сгорит в топке",так как является элементом первозданного.

Reply

gignomai January 11 2017, 09:34:31 UTC
Ну, так, по-моему, Вы отвечаете именно так, как прп. Максим и (в других выражениях) Гегель: усилия и плоды сотворчества сохранятся, а все, что "кроме", пропадет. Бог не может потерпеть неудачу.
Правда, можно попытаться еще поискать, поспрашивать. Например, так.
1. Где границы сотворчества? Может ли человек сотворить, придумать что-либо, работающее на Божественный замысел, но в нем изначально не присутствовавшее? Как бы "подсказать" Богу?
2. Св. Писание (потоп) подсказывает такой вариант: неудача Бога с ЭТИМ миром и ЭТИМ человеком, как не просоответствовавшими замыслу. Тогда этот мир подлежит уничтожению и творится новый.

Reply

evgenevg1 January 11 2017, 09:52:06 UTC
Очевидно нельзя говорить о удаче и неудаче,можно говорить о сущем и его причине.Причина сущего одна,сущее сотворено с полнотой совершенства,невозможно к дополнению(о "подсказках").Но,вполне возможно к свободному повреждению.
Лично мне сложно рационализировать многое,в том числе Потоп.В частности "потоп" отделил людей,от "не совсем людей".Тут человеку больше вопросов и фантазийных,по сути излишних, неадекватных ответов.
Хочу еще раз подчеркнуть,что "удача" и "неудача",вне времени,при всеведеньи,невозможны.

Reply

gignomai January 11 2017, 10:10:18 UTC
Очевидно нельзя говорить о удаче и неудаче
------
Бог-то, конечно, не оплошает, но в отношении СО-творцов этого с уверенностью не сказал бы...

Reply

evgenevg1 January 11 2017, 15:35:15 UTC
Все таки,категоричность терминологии необходима."Со-творцы",это "со-творцы","повредители-разрушители"-другое.Поэтому о "со-творцах" можно с уверенностью...,вопрос в нашей способности определить то,что это "со-творцы"

Reply

gignomai January 11 2017, 16:07:47 UTC
Тут интересный вопрос. Вы как бы со-творцов определяете по результату - те, кто действовали в соответствии с Промыслом, были инструментами "в руках" Бога. Но почему они тогда со-ТВОРЦЫ? В чем их вклад?
Это все, разумеется, антропоморфная лексика. Но в человеческом контексте все ясно: "повредители-разрушители" - это те, кто сознательно противодействует, а со-творцы, сотрудники - те, кто силится помогать. Но, понятно, что по немощи человеческой может не сдюжить, сплоховать - вплоть до предательства.

Reply

evgenevg1 January 11 2017, 16:24:54 UTC
В моем личном представлении,Промысел и "инструмент "в руках"Бога" это разное.Человек не "инструмент",так как Создателю "инструменты"(в том числе "власть") без надобности.
Вклад "со-творцов" в одном,в "правильном" свободном выборе,в какой то степени можно сказать в "попытке".Могу предположить,что ни я,ни любой человек,может быть исключая святых,не способен однозначно,гарантированно определить "сотворчество",эти ощущения иррациональны.

Reply

gignomai January 11 2017, 16:33:47 UTC
Ну, разумеется, мы только силимся выразить "непостижное уму", какие уж тут гарантии...
Создателю инструменты не нужны, п.ч. он всемогущ. Но по той же причине Он и в помощниках-сотворцах не нуждается. Тем не менее, Он же дает нам возможность что-то делать и даже попускает делать против Его воли.
Немного напоминает то, как мама разрешает маленькой дочке вместе с нею мыть посуду с риском, что разобьет, и необходимостью потом самой перемыть или старшей дочери поручить.

Reply

evgenevg1 January 11 2017, 16:40:55 UTC
"Он же дает нам возможность что-то делать и даже попускает делать против Его воли. "-это и есть свобода.

Reply

gignomai January 11 2017, 16:54:35 UTC
Да это все ясно!
Но смысл со-творчества все равно ускользает.

Reply

evgenevg1 January 12 2017, 06:42:19 UTC
Почему ускользает?Все очень просто.Полная аналогия Творенья,это Дар.Со-творчество-попытка отдачи во вне,попытка дарения,и наоборот,действия ему противоположные-попытка изьятия из вне,неизбежное разрушение внешнего.

Reply

gignomai January 12 2017, 09:52:36 UTC
Ну да, ну да. Ребенок тоже думает, что он САМ моет посуду, не зная, что мама тайком от него перемывает.

Reply


Leave a comment

Up