1. С оппозицией естественного и искусственного, как она мыслится в методологии, связан видимый парадокс.
Здесь эта пара понимается не совсем так, как в обыденном языке (где она к тому же понимается по-разному): искусственное - не все, что создано человеческой деятельностью (а не природным процессом), а то, что создано в соответствии с нормой или образцом. «Если какой-то социальный объект создается деятельностью таким, что он полностью соответствует своему заранее данному образцу или норме, если мы берем этот объект лишь с тех сторон и в тех аспектах, которые совпадают с соответствующими сторонами и аспектами образца, то мы говорим, что этот объект создан искусственно или, проще, является искусственным. Если же объект, создаваемый какой-то деятельностью, отличается от образца или нормы, в соответствии с которыми он создавался, если он получился непохожим на образец или вообще не имел образца, то мы говорим, что этот объект возник естественно или, проще, является естественным объектом».
Но как тогда понимать творчество - создание чего-то небывалого? С одной стороны, это вроде бы можно считать предельным случаем искусственного - в смысле отстояния от природного, возникающего без участия человека. С другой - творчество по понятию не реализация нормы или образца… Ни естественное, ни искусственное.
Можно продолжить эту мысль дальше и поставить вопрос: а творчество - это деятельность? Ведь деятельность - это то, что нормировано...
2. Написал, а, немного подумав, нашел ошибку.
Вопрос в том, что нормируется. Творец и его действия, само собой не нормированы, он создает новое, не имеющее прототипов. Но продукты его творчества нормированы - нормами, которые он в процессе создает и задает.
3. На эту ситуацию можно посмотреть еще и иным манером - с точки зрения оппозиции "внешнее - внутреннее".
Система, включающая в себя и самого творца - естественная. Творчество - часть ее природы, естества. Если же мы рассмотри творца вне системы, по отношению к ней, то система-вне-творца - искусственная.
4. Собственно, теизм отличается от пантеизма запретом мыслить Творца внутри мира.
Собственно говоря, это я вернулся к спору с В.Дубровским (см. серию записей, озаглавленных "Норма и творчество;
последний - тут).