Задаю вопрос, который, знаю, многим покажется пошлым и глупым.
Приятельствовал когда-то с архитектором Александром Бродским. Талантливый, несомненно, человек - одно время занимался т. наз. концептуальной архитектурой (т.е. остающейся принципиально на уровне проекта, не претендующего на реализацию), потом инсталляции всякие делал замысловатые, сейчас проектирует, насколько знаю, жилье богатым. Допрашивал его, особенно в подпитии, о целях. Жена его Маша, помню, старалась оградить его от этаких вопросов. А Саша отвечал просто и ясно: я своими произведениями испражняюсь подобно червю, ядущему прах и его с другой стороны извергающему - в несколько измененном моей натурою виде.
Иные этот мотив художественного творчества называют более прилично: самовыражение.
Но я считаю самовыражение не самостоятельным мотивом, коих на самом деле только два. Во-первых, познание - художественное (т.е. особыми средствами) познание реальности. В том числе и себя как ее части. Оно может быть осознанным, управляемым, или рефлекторным, как у Бродского, если, конечно, ему верить, а то, может быть, врет, уходит от ответа.
Во-вторых, преображение мира, прежде всего, человека ("и чувства добрые я лирой пробуждал").
По-моему, всё.