сущность, ипостась, изменчивость

Dec 20, 2007 19:19

Очень кстати мне оказалась дискуссия об «ипостаси» между tugodum и alexandrg - см. http://tugodum.livejournal.com/333701.html, там ссылки на предыдущие этапы и мое резюме позиций обоих основных диспутантов, ими в основном одобренное (там же в их репликах - уточнения и поправки). Особенно на руку такому ( Read more... )

усия, сущность, Иоанн Дамаскин, /alexandrg, роды и виды, природа, акциденции, индивид, /tugodum, /kiprian_sh, /rechi_k_bogu, изменение, личность, свойство, внутренняя форма, Аристотель, ипостась, Беневича-Шуфрина Беседа

Leave a comment

gignomai December 21 2007, 18:28:28 UTC
Я сажусь за 15 письмо преп. Максима и, разумеется, с благодарностью приму любые отсылки у св. отцам. Пока же отвечу на не требующее отсылок.

Вы пишете: "Концепция индивидуального логоса очень хорошо объясняет, каким образом возможна неотделимая идиома". Но не раскрываете смысл этого утверждения. И дальше пишете, что "не все ипостасные идиомы могут быть наблюдаемы и познаваемы".
Мне кажется, что помещая то, что "тесно связано" с индивидуальным логосом (т.е. замыслом Бога об этом человеке), в число идиом, т.е. в ряд с другими идиомами, Вы затушевываете принципиальную вещь. Ведь с индивидуальным логосом как-то связана вся жизнь человека, все его идиомы; значит, неотделимая, неизменяемая и непознаваемая "идиома" есть нечто качественно от других идиом отличное. В конце концов, слово "идиома" есть всего лишь греч. слово со значением "особенность", и формально особенностью можно назвать и нетварный логос (он же для каждого свой), и ипостась в целом. Вопрос в качественном отличии, и "внутренняя форма ипостаси" на него указывает.
Мы многого не знаем в устройстве человека, такую идиому как инд. генетический набор (или как он там называется, я не знаток) научились расштфровыать только недавно. Но все эти свойства-идиомы принципиально познаваемы. Тогда как то в человеке, что определяется замыслом о нем, знать человеку, как я понимаю, не дано, п.ч. это знание аннигилировало бы его свободу.
Вот мне дело представляется так. Хотя ясным я его отнюдь не считаю.

Reply

alexandrg December 22 2007, 10:30:10 UTC
+++Вы пишете: "Концепция индивидуального логоса очень хорошо объясняет, каким образом возможна неотделимая идиома". Но не раскрываете смысл этого утверждения.+++

Смысл в следующем: если Бог замыслил какую-либо из ипостасных идиом конкретного человека неизменной, то она и будет неизменной = неотделимой.

+++Мне кажется, что помещая то, что "тесно связано" с индивидуальным логосом (т.е. замыслом Бога об этом человеке), в число идиом, т.е. в ряд с другими идиомами, Вы затушевываете принципиальную вещь. Ведь с индивидуальным логосом как-то связана вся жизнь человека, все его идиомы; значит, неотделимая, неизменяемая и непознаваемая "идиома" есть нечто качественно от других идиом отличное.+++

Ну и что? Свойства быть разумным и быть смертным тоже качественно отличаются друг от друга. Но разве это мешало отцам относить их к существенным свойствам человека? Божественная природа качественно отличается от человеческой, но разве данное обстоятельство делает невозможным халкидонский догмат?

Если мы хотим внести какие-то дополнительные смысловые оттенки в категориальный аппарат свв. отцов, то это надо делать в рамках самого аппарата, а не вне его. И если в рамках этого аппарата существует понятие "ипостасная идиома" ("акциденция"), которое описывает любое свойство ипостаси, не входящее в состав ее природных свойств, то, согласно правилам логики и требованиям методологии, оно и должно применяться к любому свойству - отделимому и неотделимому, познаваемому и непознаваемому, изменяемому и неизменяемому, вне зависимости от их качественного различия.

Можно, конечно, назвать один из видов ипостасных идиом - "внутренней формой ипостаси". Но зачем, если есть более удобное понятие "неотделимая идиома"? Тем более, что "форма" (лат.), как и "морфэ" (греч.), в догматическом языке свв. отцов являются синонимами понятий "физис" и "усия". Возникает ненужная омонимия.

И, наконец, самое главное. Если вопрос стоит исключительно о том, как называть нечто в ипостаси, "что продолжает существовать при любых ее изменениях" - неотделимой идиомой" или "внутренней формой", то это будет уже спор об одних только словах. По сути же, никакой разницы не будет. Неужели в Вашем восприятии наша с Тугодумом дискуссия - это дискуссия именно о том, "как лучше называть"? :))

Reply

gignomai December 22 2007, 11:10:40 UTC
* Неужели в Вашем восприятии наша с Тугодумом дискуссия - это дискуссия именно о том, "как лучше называть"? :))
---
Нет, конечно. И, по-моему, я не дал оснований так думать.
Но слова тоже важны. "Внутренняя форма" - насколько я понимаю, это не из лексикона св. отцов, здесь, видимо, взят термин из лингвистики (внутр. форма слова) и условно, для наглядности уаотреблен. В дискуссии двухлетней давности, к кот. отсылает Тугодум, он говорит о "самой ипостаси" в отличие от ипостаси как "сама ипостась" + воипостасированная природа.
Тексты преп. Иоанна (особ. "Философские главы") дают много примеров омонимического употребления, в т.ч. и "ипостась" - это сама вещь, реально существующая, и неотделимая от нее и самостоятельно не существующая "сама ипостась" - так я понял и, вроде бы, здесь нет ничего, что меня смущало бы.
То же и с идиомами. Их можно понимать расширительно, как любую особенность, особое свойство. Но все приводимые примеры - такого рода, что это отделимые, изменяемые и познаваемые свойства. Мне важно, что "неотделимая идиома" (я бы сказал "личность" с прямой аллюзией к Лосскому и персонализму вообще) есть нечто выполняющее совсем иную роль в икономии человеческого бытия.
Ну, и повторю то, что уже не раз говорил: не мне утверждать что-то категорически - "я еще только гигномай" :).

Reply

alexandrg December 22 2007, 11:30:01 UTC
+++В дискуссии двухлетней давности, к кот. отсылает Тугодум, он говорит о "самой ипостаси" в отличие от ипостаси как "сама ипостась" + воипостасированная природа.+++

Ересь какая-то. :)
Впрочем, ладно, я посмотрю.

+++Тексты преп. Иоанна (особ. "Философские главы") дают много примеров омонимического употребления, в т.ч. и "ипостась" - это сама вещь, реально существующая, и неотделимая от нее и самостоятельно не существующая "сама ипостась" - так я понял и, вроде бы, здесь нет ничего, что меня смущало бы.+++

А можете привести цитату (цитаты) из ФГ? А то я с ходу не соображу, о каком месте (местах) идет речь.

Reply

gignomai December 22 2007, 12:18:52 UTC
Должен признаться в неаккуратности: в ФГ такого места, где говорилось бы про "саму ипостась" не нахожу. Могу только воспроизвести цитату из ТИ, приведенную Тугодумом: "воплощение есть соединение с плотью, а то то, что Слово стало плотью, означает, что сама ипостась Слова без превращения стала ипостасью плоти" (_Точное изложение..._, кн. 3, гл. XI (55). Тугодум отметает предложенное собеседником понимание этого выражение как относящегося к ипостаси Слова до Воплощения как тавтологическое и делает вывод, что в сложной ипостаси Христа можно усмотреть некоторый аспект, делающий христологию асимметричной: "саму ипостась Слова". Как я понял, ее-то он и называет (уже в беседе с Вами) "внутренней формой", перешедшей от Сына-Слова в ипостась Богочеловека.
Но повторюсь: я всегда готов поправиться и поучиться в отношении того, что говорили отцы, ибо "невеглас есмь". Но отсутствие чего-то у отца (-ов) не есть для меня решающий аргумент.

Reply

alexandrg December 22 2007, 14:32:22 UTC
+++Могу только воспроизвести цитату из ТИ, приведенную Тугодумом: "воплощение есть соединение с плотью, а то, что Слово стало плотью, означает, что сама ипостась Слова без превращения стала ипостасью плоти" (_Точное изложение..._, кн. 3, гл. XI (55). Тугодум отметает предложенное собеседником понимание этого выражение как относящегося к ипостаси Слова до Воплощения как тавтологическое и делает вывод, что в сложной ипостаси Христа можно усмотреть некоторый аспект, делающий христологию асимметричной: "саму ипостась Слова"."+++

Полагаю, Тугодум неправильно истолковал слова "превращение" и "изменение", которые в данном случае являются синонимами. Он понял "превращение", как синоним "изменения", в то время как надо было наоборот.

Дело в том, что "превращение" - это не любое изменение, но изменение, в котором предмет перестает быть тем, чем он был. Например: "[Господь] сказал: брось его на землю. Он бросил его на землю, и жезл превратился в змея, и Моисей побежал от него." Исх. 4:3

Жезл Моисея превратился в змея и перестал быть жезлом. Ипостась же Бога-Слова в воплощении не превратилась в человека, перестав при этом быть Богом. Она приобрела человечество, не утратив при этом ничего из Божества и не претерпев никаких изменений по Божеству.

Однако, приняв в себя человеческую природу (с особенностями) ипостась Логоса из простой стала сложной. Т. е. какое-то изменение все-таки произошло. Ведь ипостась Слова БЫЛА простой, а СТАЛА сложной.

Reply

gignomai December 22 2007, 15:13:19 UTC
Посмотрел греч. текст в обоих случаях. В ТИ "без превращения" - "атрептос", в словаре перевод "неизменно". А в Исх. 4:3 - эгенето, букв. "и возник змей". Это, конечно, не опровергает Вас, но лишает Ваш довод убедительности. :)

Reply

alexandrg December 22 2007, 15:42:25 UTC
Мой довод основан не на этимологии, а на логике. :)

В случае с Моисеем, превращение жезла в змея означало исчезновение жезла и появление змея. В случае с Боговоплощением никакого превращения, т. е. исчезновения Логоса и появления человека не произошло. Согласны?

Также мы видим, что через Боговоплощение простая ипостась Логоса стала сложной ипостасью Логоса воплощенного. Т. е. БЫЛА простой, СТАЛА сложной. Согласны?

Так почему переход от простого состояния к сложному нельзя назвать изменением?

Reply

gignomai December 22 2007, 22:03:11 UTC
* Мой довод основан не на этимологии, а на логике
----
Я обратился к словам в ответ на вот это Ваше предположение:
"Полагаю, Тугодум неправильно истолковал слова "превращение" и "изменение", которые в данном случае являются синонимами. Он понял "превращение", как синоним "изменения", в то время как надо было наоборот".

* Так почему переход от простого состояния к сложному нельзя назвать изменением?
----
Разумеется, можно. И этого никто не отрицал. Тугодум, не отвергая изменения ипостаси, писал о неизменности (см. выше) "самой ипостаси", понимая под ней ту самую "внутреннюю форму", которую Вы считаете ненужным и непонятным неологизмом.
Однако хотел бы сказать, что христология - не та тема, относительно которой я хочу спорить, не готов. Что из этого МНЕ нужно для антропологии, я уже писал и буду эту линию "гнуть" дальше.

Reply

tugodum December 22 2007, 21:54:28 UTC
* "саму ипостась Слова". Как я понял, ее-то он и называет (уже в беседе с Вами) "внутренней формой", перешедшей от Сына-Слова в ипостась Богочеловека.
------------
этой формой является, собственно, Логос.
для каждой из наших ипостасей ею является нетварный логос каждого из нас.

Reply

gignomai December 22 2007, 22:17:04 UTC
Тут, действительно, есть какая-то трудность... двоение смысла. Получается так: до Воплощения Логос, как и Сын, есть имя соотв. ипостаси Троицы. После Воплощения, в котором ипостасью Христа становится ипостась Сына, сложная, в силу воипостасирования чел. природы, Логосом мы именуем уже как бы "богозаданную" внутреннюю форму этой ипостаси. Так?

Reply

tugodum December 22 2007, 22:30:02 UTC
* до Воплощения Логос, как и Сын, есть имя соотв. ипостаси Троицы
-----------
да.
и после Воплощения тоже.
Вы считаете иначе? почему?
не вполне понял остальную часть Вашего ответа.

Reply

gignomai December 22 2007, 23:06:50 UTC
А... Кажется, понял, как надо мыслить: Логос (=Ипостась, Лицо и Сына в Троице, и Христа, один и тот же) составляет "внутреннюю форму" ("нетварный логос" можно также сказать) для человеческой природы Христа. Меня путало то, что я реифицировал ипостась (как, кажется, и Александр). Ипостась вещи не есть вещь, ипостась человека не есть человек, и то же о Христе, и о Лицах Троицы; во всех этих случаях вещь и т.д. есть ипостась + природа. А Александр, вроде бы, понимает ипостась как вещь, в которой усматривается природа, тогда как усматриваются и природа, и ипостась - по-разному.

Reply

tugodum December 22 2007, 23:43:58 UTC
* Кажется, понял, как надо мыслить: Логос (=Ипостась, Лицо и Сына в Троице, и Христа, один и тот же) составляет "внутреннюю форму" ("нетварный логос" можно также сказать) для человеческой природы Христа.
-----------
да, так. точнее: ...для человеческих идиом Христа. т.к. никакой особой "человеческой природы Христа" нет. у Христа ровно та же человеческая природа, что у нас.

Reply

kiprian_sh December 23 2007, 05:50:50 UTC
Можно привести довольно много текстов свв. отцов, включая те, что приняты за истинные Вселенскими Соборами, где говорится, что ипостась - это природа + свойства. Но нет (насколько мне известно) текста, говорящего, что вещь есть природа + ипостась.

Reply

Re: ипостазируется в собственной ипостаси Слова gignomai December 23 2007, 15:35:04 UTC
А не можете ли Вы отнестись к приведенной ниже andreurm цитате из Леонтия Иерусалимского (не знаю, впрочем, можно ли ему придавать авторитет св.отца)? Если Леонтий прав, то никак нельзя поставить знак равенства между Богочеловеком Иисусом Христом и Его ипостасью. С другой стороны, здесь нас может смущать и вводить в заблуждение знак "+". Он ведь, употребляясь в отношении соединяемых в едином представлении понятий, может иметь разный онтологический смысл: между разными природами он означает соединение, между свойствами и природой - конкретизацию, а между природой и ипостасью - ну, скажем, оформление.

Reply


Leave a comment

Up