быть можно ль дельным человеком и притом религиозным фундаменталистом?

May 08, 2015 01:28

Я под фундаментализмом понимаю буквальное прочтение Библии, рассказа о сотворении в первую очередь. Вопрос возник в связи с тем, что мне прислали - с возмущением! - ссылку на изданный Свято-Троицкой Лаврой учебник биологии. По ссылке прочитал следующее: "Особенно в этом научном пособии стоит выделить раздел 47 "План сотворения". Параграф начинается ( Read more... )

эволюция, религия, /lugermaxotto, /sergius_v_k, образование, /akula_dolly, /kaktus77, /mnemtsev, наука

Leave a comment

mnemtsev May 8 2015, 06:32:19 UTC
Мы обсуждали как-то этот учебник на нашей кафедре философии (не специально, но получилось обсуждение). Да есть такое впечатление, что учебник в целом более-менее добросовестный, а глава 10 резко выделяется своей наивностью и антинаучностью и вставлены к него "по необходимости". Но я бы не хотел чтобы моя дочь в школе в учебнике биологии читала что "Косвенным доказательством того, что в безгрешном мире взаимоотношения между существами были мирными, являются жизнеописания святых. Преподобному Герасиму Иорданскому
в пустыне служил лев, к преподобным Сергию Радонежскому и Серафиму Саровскому без страха
приходили лесные звери. Согласно Писанию, в будущей жизни, которая наступит после второго
пришествия Христа, хищники обретут первозданное состояние «и пастися будут вкупе волк со
агнцем, и рысь почиет со козлищем... и вол и медведь вкупе пастися будут, и вкупе дети их
будут, и лев аки вол есть будет плевы (травы-С. В.)» (Ис. 11,7)." В любом случае такому рассуждению не место в этом учебнике. Ему место в учебнике основ православной культуры. Я бы предпочёл чтобы она изучала современную научную теорию - а вот поверх неё она может быть наложит потом религиозные миропонимание.

Но, Владимир Ростиславович. Во-первых "дарвинизма" давно уже нет. Аргументация в духе "Каковы бы ни были причины, гипотеза эволюции остается бездоказательной" остаётся на уровне XIX века. Есть синтетическая теория эволюции, с точными методами. И есть разные креационизмы -наивный, как в этом учебнике, и более сложные. Но совершенно некорректно называть "гипотезами" равно и СТЭ и креационизм. Первое - это совокупность, семья теорий, подтверждённых мощными исследовательскими программами. Второе основано на религиозной вере. Если Вы Писанию верите, то это уже не гипотеза. Если не верите, то "гипотезой" основанный на нём креацонизм тоже быть не может.

Reply

mikhail_bar May 8 2015, 07:09:32 UTC
"Но совершенно некорректно называть "гипотезами" равно и СТЭ и креационизм. Первое - это совокупность, семья теорий, подтверждённых мощными исследовательскими программами".

Все-таки, если помнить о Поппере,о философии науки, то всякая теория формируется на основе некоторых допущений, а потому может называться гипотезой. "Гипотетичность" невычитаема из нормальной научной теории.

Reply

mnemtsev May 8 2015, 07:19:52 UTC
Хм. я написал "семья теорий, подтверждённых мощными исследовательскими программами". Давайте тогда уж будем помнить не только о Поппере, но и о то что было сделано в философии науки после него - о Лакатосе, Лаудане и о критическом научном реализме. В данном случае идёт речь о теория построенных на основе обобщения эмпирических наблюдений, их проверок экспериментами и абдуктивного вывода, объясняющего максимально непротиворечивым образом результаты первого и второго. "Гипотетичность" тут только первый этап долгой цепи теоретической работы. Вы вероятно имели в виду Анри Пуанкаре, а не Карла Раймунда Поппера:)
Насколько мне известно, в креационизме ничего подобного нет. Поэтому креационисты как правило просто игнорируют, например, весь комплекс работ по палеогенетике человека последних 30 лет, которая вся, естественно, эволюционистская.

Reply

gignomai May 8 2015, 07:56:05 UTC
Полностью согласен, для этого вывода и Поппера не надо.

Reply

mikhail_bar May 8 2015, 08:49:04 UTC
Этот "первый этап" никуда потом не уходит, он остается "в базе" научной теории,
и, поскольку этот этап содержит в себе некоторые философские концепты, принадлежит
определенному времени, а значит - является условным, гипотетичным.

Reply

lugermaxotto May 8 2015, 09:57:55 UTC
Есть ли находки, подтверждающие креационизм? Каковы условия для их обнаружения?

Reply

gignomai May 8 2015, 07:54:23 UTC
Спасибо. Я слишком мало сведущ в современных концепциях эволюции, что склонен без критики и с доверием отнестись к Вашему суждению на сей счет.
Правда, последняя Ваша фраза про веру Писанию и гипотезы непонятна. Верить Писанию можно по-разному, я верю, что его авторы вдохновлялись свыше, но это не ограничивает меня в его толковании. Мне лично буквальное понимание Шестоднева не нужно, достаточно символического.
Но ведь главная тема поста в другом.
Во-первых, я держусь того методологического принципа, что всякая теория инструментальна, к ней нельзя относиться натуралистически, как к реальности.
И во-вторых, я задумался над тем, что такое фундаменталистское сознание, совместимо ли оно с жизнью в современном мире и пришел к "крамольному выводу", что вроде бы совместимо. А Вы как считаете?

Reply

mnemtsev May 8 2015, 08:35:08 UTC
Насколько я понимаю, "фундаментализм" как раз предполагает буквализм и натурализм. Чтоб именно так как сказано! "Символическое понимание Шестоднева" это уже по определению не фундаментализм. Именно потому что "символическое толкование" (для Вас уточню модально-мтеодологически: фундаментализм это (N)I (I)N, и толкование" т.е. V, оценочность, немыыслимы, "символическое толкование" это скорее всего (V)I).
В современном мире со всей его сложностью находится место для всех, так что и фундаменталисты в нём тоже возможны. Всякие разные. Но некоторые роды занятий предполагают и некоторые особенности мировоззрения. Можно наверное быть религиозным фундаменталистом в точном смысле этого слова и заниматься генной инженерией -точно так же как можно быть членом КПРФ, марксистом и при этом активным прихожанином православной церкви -но для этого нужно я думаю какая-то форма doublethink, двоемыслия.

Reply

gignomai May 8 2015, 08:42:40 UTC
Вот-вот, сейчас Вы точно про то пишете, о чем я и поднял вопрос. Насколько "предельные" представления сказываются в жизни.
Разумеется, символизм - не фундаментализм, и я, склонный к символическому пониманию Писания, ни разу не фундаменталист.
О натурализме я заговорил в методологическом смысле, как о реификации знаний и мыслительных конструкций. Конечно, сам фундаментализм - натурализм (как и догматический эволюционизм). Но (в этом была также моя мысль) предъявление старшекласснику (которому пора мыслить самостоятельно) маргинальной теолретической конструкции наряду с общепринятой не только не вредно, но может быть и полезно.

Reply

mnemtsev May 8 2015, 08:48:36 UTC
Тезис стоит в том, что это не "теоретическая конструкция", даже маргинальная. Так же как учение об Атлантиде, криптозоология, и т. п. маргинальные эпистемические явления.
Научного креационизма не существует. Т. е. креационизм не научен. Предъявлять его надо не в учебнике биологии, а в учебнике "Основы православной культуры". Так что эта глава в школьном учебнике, я согласен, действительно диверсия мракобесия. Она учит неразличению научного и не-научного. При этом как правило побеждает не-научное, потому что оно нагляднее и проще.

Reply

gignomai May 8 2015, 08:53:42 UTC
Ну, честно сказать, ярлык "ненаучности" малоубедителен. Требуются тогда более ясные критерии научности.

Reply

mikhail_bar May 8 2015, 08:53:56 UTC
Само по себе разделение на "научное" и "ненаучное" откуда берется? С неба слетело?
Так же как и то, что считать "истинным" и что "не истинным". Все эти базовые вещи зависят от определенных концептуальных посылок.
Называть "научной теорией" креационистские выкладки - по моему неверно, это разные вещи.
Но вот показывать условность "научной картины мира", условность "научной истины" - вполне можно и даже нужно.

Reply


Leave a comment

Up