Читаю Иоанна Дамаскина 4

Nov 29, 2007 20:32

Перечни Божественных характеристик я всегда раньше пробегал глазами примерно так же, как бесконечные библейские родословия - монотонно и ничего уму не говорит. Но вот если задержаться...
Бог... вечен, присносущен... (Точное изложение... 1.2).
В греческом αιωνιος τε και αιδιος. Словарь Лидделла-Скотта дает tternal и everlasting со ссылкой на комментаорий Олимпиодора к "Метеорологике" Аристотеля, где "вечное" толкуется как лишенное времени, прошлого и будущего, целиком пребывающее ныне, а "присносущее" - как всегда (в прошлом, настоящем и будущем) постоянно сущее. Первое, по Олимпиодору, надлежит говорить о Боге, второе - о природе.
Сведущий человек указал мне на то, что это различение обсуждалось Боэцием. Действительно, Стэнфордская философская энциклопедия рассказывает об этом и о том, как вопрос о двух смыслах или родах вечности обсуждался в Средние века и позднее, до наших времен (http://plato.stanford.edu/entries/eternity/).
В логические тонкости я вникать поленился, но различение видится полезным.
Собственно, Бог, конечно же, вечен в смысле именно надвременности, как Творец и времени тоже. Но Он и присносущ в том смысле, что, смотря из времени, мы всегда имеем Его своим современником.
Для нас же это различие важно потому, что указывает нам на искомое - вечность, но отнюдь не присносущие во времени.

присносущие, вечность, Иоанн Дамаскин, Бог

Previous post Next post
Up