Читаю Иоанна Дамаскина 5

Nov 29, 2007 21:06

Итак, мы веруем... в силу... знающую все прежде рождения его... (Точное изложение... 1.8). Это - о Троице.
Меня, честно сказать, никогда особенно не мучила проблема теодицеи в ее обычном понимании: почему всемогущий Бог не сделал так, чтобы не было в мире зла? Вполне удовлетворял и удовлетворяет тот довод, что свобода, предоставленная твари (а все зло - от злоупотребления свободой) есть такое благо, которое стоит всех страданий. Но вот один вопрос все-таки оставался нерешенным: как совместить свободу со всеведением Бога? Ведь если Бог знает, что я сделаю завтра, то значит это предопределено и какая же тогда свобода?
И вот, по-моему, я нашел ответ. Всеведение Бога - это знание всех существующих возможностей плюс, разумеется, того, что Он как Всемогущий предопределил. Относительно же наших свободных действий Бог, конечно, может их предвидеть, но, поскольку предвидеть в Его случае означало бы и определить, то Он, не желая лишать нас свободы, отказывается от этого. Вот и всё.

/vmour, предопределение, Иоанн Дамаскин, зло, Бог, свобода, /alexandrg, теодицея, /akula_dolly, /letny, /olgaw

Previous post Next post
Up