Nov 07, 2007 11:42
Все та же «сущность
(
Read more... )
усия,
сущность,
Иоанн Дамаскин,
логосы,
/alexandrg,
эйдос,
проект,
/kaktus77,
энергия,
естественное и искусственное,
/kosilova,
тварность,
функция,
форма,
свойство,
Аристотель,
ипостась
Leave a comment
У Аристотеля есть известное противоречие между существованием и мыслимостью. Существует - только первая сущность (ВОТ ЭТОТ КОМПЬЮТЕР), все вторые сущности, виды, эйдосы, формы и т.п. - существуют только в первых сущностях. Это однозначно следует из Категорий.
Но мыслить можно только форму - вторую сущность, вид, эйдос. Форма вещи есть принцип ее мыслимости. В форме мы познаем свойства вещи и т.п. Помимо формы, в вещи есть материя, которая абсолютно не мыслима. Это следует из Метафизики.
Получается: мы не можем мыслить то, что существует.
Фома, обсуждая это противоречие у Аристотеля, писал: мы не можем мыслить то что существует, единичную вещь - наше мышление слабо. А Бог может мыслить единичную вещь. (О чем, по-моему, alexandrg как раз и написал).
Reply
Reply
Reply
Reply
Стал вчера пересматривать "Категории" и наткнулся на такую фразу:
"Общая черта всякой сущности - не находиться в подлежащем. В самом деле, первая сущность не находится в подлежащем и не говорится о подлежащем. Что касается вторых сущностей, то из следующего очевидно, что они не находятся в подлежащем; ведь о подлежащем - об отдельном человеке говорится как о человеке, но “человек” не находится в подлежащем, ибо “человек” не находится в отдельном человеке. Точно так же о подлежащем - об отдельном человеке говорится как о живом существе, но “живое существо” не находится в отдельном человеке." [Категории. Глава 5 ( ... )
Reply
Аристотель во второй кажется главе давал определение "находиться в" - это не быть частью и одновременно не мочь существовать отдельно. Он употребляет это словосочетание как синоним свойства, если я не ошибаюсь.
Я не понимаю, в чем вопрос - если можно, поясните.
Reply
Reply
Да, я именно это и имел в виду.
Только я не совсем понял. Вы просто некорректно высказались, или Ваш вывод: "все вторые сущности, виды, эйдосы, формы и т.п. - существуют только в первых сущностях. Это однозначно следует из Категорий" - все-таки как-то совместим с теми словами Аристотеля, которые я процитировал?
Если же вторые сущности не существуют в первых, то где же тогда они существуют? Или в рамках философии Аристотеля такая постановка вопроса вообще не уместна?
Reply
"где существуют вторые сущности" - на этот счет Аристотель сильно ругается в самом начале Метафизики, но позитивного ответа, по-моему, не предлагает. Да, мне кажется, у него в первых сущностях они и существуют, только не в том смысле, в каком Аристотель говорит "существовать в", а в обычном смысле этого слова.
Reply
http://alexandrg.livejournal.com/18967.html
Reply
Leave a comment