СИРОТЫ 50: кто исследует и готовит специалистов

Mar 30, 2013 16:45

В продолжение предыдущего постинга. Так кто же в России занимается исследованиями в нашей области? Кто готовит специалистов? И кто собирает, систематизирует и предоставляет информацию о сиротах, сиротских учреждениях и о том, что в этой области делается?
Исследования и образование (просвещение и подготовку специалистов) нужно рассматривать вместе, потому что как правило этим занимаются одни и те же люди и организации. Они же во многом и аккумулируют информацию, но это все-таки отдельная задача и для нее - отдельный пост.
Я нашел четыре организации российского масштаба, для которых исследования в области неблагополучного детства и подготовка специалистов являются основными или они имеют в своем составе подразделения такой направленности:

1. Институт семьи и воспитания РАО. Институт в целом, по тому, как его деятельность представлена на сайте, меня никак не впечатлил, но в нем есть Лаборатория социально-педагогических проблем детства, где явно делают дело. Основные направления ее работы сформулированы так:
• Социализация детей в современной семье.
• Неблагополучие семьи в современных условиях и его влияние на воспитание детей.
• Диагностика семейного неблагополучия.
• Критерии и показатели неблагополучия ребенка в приемной семье.
• Профилактика социального сиротства.
• Проблемы семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
• Система воспитания в образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
• Социальная адаптация выпускников интернатных учреждений.
• Технологии сопровождения детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Но окончательно закрепилось у меня сознание, что это - стоющее, после знакомства с их публикациями (особенно, И.А.Бобылевой, б. зав. лабораторией, а сейчас эксперта фонда «Расправь крылья») и тем, какую работу лаборатория и фонд развернули в Смоленской области (подготовка к социализации в детдомах и помощь выпускникам) - об этом позднее отдельно.

2. Институт коррекционной педагогики РАО
В его работу я вникать не стал. Направленность очевидна. Актуальность ее для нашей темы - тоже.

3. Санкт-Петербургский Институт Раннего Вмешательства. www.eii.ru/
Если институты РАО пришли еще из советского времени, то ИРАВ - новообразование. Создан в 1998 году на основе возникшей 10-ю годами раньше инициативной группы ученых из Института физиологии им. И.П.Павлова АН СССР под руководством проф. Л.А. Чистович, занявшейся методами раннего выявления у детей нарушений слуха и зрения.
Сейчас направления работы формулируются так:
• Обучение специалистов современным методам работы с детьми раннего возраста, включая детей группы социального и биологического риска, и также детей с различными нарушениями;
• Проведение профессиональных супервизий для специалистов, работающих в службах раннего вмешательства
• Отработка и реализация программ раннего вмешательства для семей с детьми биологического риска и детьми с установленными нарушениями развития: индивидуальные и групповые занятия, группы социализации, родительские клубы;
• Диагностика нарушений: точная оценка слуха, функционального зрения, двигательного, когнитивного, коммуникативного и социально-эмоционального развития ребенка;
• Информационная поддержка родителей и специалистов - сбор современной информации и консультирование родителей и специалистов об особенностях развития детей с функциональными нарушениями, о социально-эмоциональных потребностях детей раннего возраста, программах раннего вмешательства /абилитации в Санкт-Петербурге, Российской Федерации и других странах мира, о технических вспомогательных средствах и вспомогательных технологиях.
• Организация поддержки социального включения детей-инвалидов и их семей в жизнь общества: организация перехода детей с нарушениями развития в детские сады, сопровождение детей в детских садах, индивидуальный подбор технических вспомогательных средств и вспомогательных технологий для детей с двигательными проблемами, с проблемами в коммуникации, с когнитивными проблемами, с нарушениями слуха и зрения;
• Проведение научно-практических и социологических исследований в области раннего вмешательства
• Создание и распространения методических материалов, написание и издание литературы по раннему вмешательству для специалистов и родителей.
А еще они курируют и дистанционно консультируют специалистов множества региональных центров лечебной педагогики. «За 20 лет успешной работы сотрудниками Института было обследовано более 20 000 детей раннего возраста. Свыше 2000 семей были включены в интенсивные программы раннего вмешательства, ежегодно порядка 700 семей получали консультации специалистов Института. Специалистами Института были отработаны методы раннего выявления нарушений слуха и зрения у детей, собраны нормы и создана русская версия компьютерной программы для оценки уровня развития детей от рождения до 3,5 лет, основанная на KID и RCDI шкалах, отработаны методы работы с детьми с различными нарушениями, детьми групп биологического и социального риска и их семьями». Нет оснований не верить. Люди работают.

4. ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Этот институт - в Кургане, это юг Урала. Возник на базе местного Института повышения квалификации учителей. Сейчас разросся и развернул много чего.
Сиротская тема для него - не профильная. Но среди «социальных проектов» есть проект «Территория детства», с очень четкой и убедительной программой работы по его реализации - проблемы, цели, задачи, пути решения и ожидаемые результаты:
Проблемное поле
1.Неэффективное использование возможностей учреждений различной ведомственной принадлежности в решении вопроса обеспечения услугами дошкольного содержания и воспитания детей.
2.«Пробуксовка» внедрения межведомственного подхода к организации профилактики семейного неблагополучия, единой технологии раннего выявления и сопровождения детей, чьи права нарушены и семей, где родительские обязанности выполняются не должным образом.
3.Отсутствие системы профилактики негативных социальных явлений, формирования установок на здоровый образ жизни у детей, семей с детьми.
Цель
Внедрение эффективных межведомственных механизмов своевременного выявления и комплексного решения проблем детского населения в триаде «здоровье - развитие - безопасность», обеспечивающих заботу о каждом ребенке
Задачи
1. Разработать и внедрить механизмы взаимодействия учреждений различной ведомственной принадлежности с целью расширения спектра услуг дошкольного содержания и воспитания детей.
2. Разработать и внедрить на региональном и муниципальном уровнях единую технологию раннего выявления и сопровождения детей, чьи права нарушены.
3. Внедрить межведомственный подход к организации (осуществлению) профилактики семейного неблагополучия.
4. Систематизировать межведомственную деятельность по профилактике негативных социальных явлений, формированию ценности здорового образа жизни у детей.
Целевая группа
Детское население (возраст 0-18 лет) Курганской области, проживающее в семьях, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также специалисты органов и учреждений системы профилактики различной ведомственной принадлежности, занятые в работе с семьями и детьми
Основные пути решения
1) Внедрение новых форм обеспечения организованного досуга и занятости детей дошкольного возраста на базе учреждений различной ведомственной принадлежности, силами специалистов различных ведомств
2) Оптимизация деятельности межведомственного консультационного пункта с целью увеличения числа учреждений, оказывающих услуги дошкольного содержания и воспитания детей.
3) Использование во всех учреждениях системы профилактики единой технологии «раннего выявления» семей на ранней стадии семейного неблагополучия
4) Коррекция и распространение технологии «сопровождения семьи междисциплинарной бригадой» за счет создания регионального центра сопровождения процесса внедрения технологии
5) Разработка и реализация комплексного межведомственного плана мероприятий по профилактике негативных социальных явлений и формирования у детей ценности здорового образа жизни
6) Привлечение детей и молодежи, попавших в трудную жизненную ситуацию, к социально-значимым мероприятиям
7) Создание межведомственной системы информационного обеспечения населения по вопросам профилактики нарушений репродуктивного здоровья, планирования семьи, предупреждения нежелательной беременности, предоставления несовершеннолетним в доступной для них форме информации об охране репродуктивного здоровья, подготовке к семейной жизни
8) Создание ресурсного центра для сопровождения межведомственной деятельности по профилактике негативных социальных явлений в детско- подростковой среде.
9) Развитие волонтерского движения
Пилотные площадки
г. Курган, Куртамышский, Белозерский районы.
Ожидаемые результаты
- оптимизация межведомственного взаимоинформирования и планирования мероприятий
- увеличение числа альтернативных учреждений, решающих вопросы обеспечения услугами дошкольного содержания и воспитания детей
- увеличение числа учреждений, реализующих технологию «раннего выявления» и/или «сопровождения» детей, чьи права нарушены и семей, где родительские обязанности выполняются не должным образом
- увеличение числа специалистов, участвующих в технологии «раннего выявления» детей, чьи права нарушены и семей, где родительские обязанности выполняются не должным образом
- увеличение числа специалистов, участвующих в технологии «сопровождения» детей, чьи права нарушены и семей, где родительские обязанности выполняются не должным образом
- снижение числа семей с детьми в социально опасном положении
- увеличение числа выявленных детей, чьи права нарушены и семей, где родительские обязанности выполняются не должным образом на ранней стадии семейного неблагополучия
- повышение компетентности и увеличение числа специалистов, участвующих в организации работы по профилактике негативных социальных явлений, в т.ч.: табакокурения, наркомании, алкоголизма, неоптимального репродуктивного поведения
- увеличение числа детей, охваченных мероприятиями по профилактике негативных социальных явлений, формирования установок на здоровый образ жизни
- увеличение числа семей с детьми, охваченных мероприятиями по профилактике негативных социальных явлений, формирования установок на здоровый образ жизни
- создание Банка межведомственных образовательных программ
- обобщенный опыт адресной социальной работы с детьми и молодежью, оказавшейся в трудной жизненной ситуации
- активизация волонтерского движения
- методические рекомендации из опыта реализации использованных инновационных технологий
- фиксирование положительных моделей социального поведения и системы ценностей в детской и подростковой среде
Социальные эффекты
- % детей дошкольного возраста, охваченных услугами дошкольного содержания и воспитания детей от общего количества детей дошкольного возраста, нуждающихся в обеспечении услугами дошкольного содержания и воспитания
- % детей дошкольного возраста, охваченных вариативными формами дошкольного содержания и воспитания детей от общего количества детей дошкольного возраста, нуждающихся в обеспечении услугами дошкольного содержания и воспитания
- % детей дошкольного возраста, охваченных услугами социально-досуговой комнаты, игротерапевтического кабинета, релаксационной комнаты, отделения дневного пребывания от общего количества детей дошкольного возраста, нуждающихся в обеспечении услугами дошкольного содержания и воспитания
- уменьшение удельного веса безнадзорных детей в общей численности детского населения
- снижение случаев лишения родительских прав
- уменьшение доли социально неблагополучных семей в общем количестве семей Курганской области
- уменьшение доли социальных сирот от общей численности детского населения
- снижение уровня потребления алкогольной продукции на душу населения
- удельный вес несовершеннолетних, состоящих на учете в связи с употреблением наркотиков (алкоголя и т.п) в наркологических диспансерах, в общей численности несовершеннолетних (%)
- снижение числа абортов у девочек в возрасте до 14 лет, 15-17 лет
- число абортов у первобеременных несовершеннолетних
-увеличение количества несовершеннолетних, охваченных разными формами пропаганды здорового образа жизни
- увеличение доли обучающихся Курганской области, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности обучающихся Курганской области (%).

Пятым (а может быть, и передвинув в начало), надо бы назвать Институт развития семейного устройства (ИРСУ) Людмилы Петрановской, но он, как я понимаю, пока находится в процессе становления - как нечто большее, чем деятельность самой Петрановской. Об этой деятельности можно читать в ее журнале и конкретно о проекте института здесь.

исследование, образование, дети, Россия

Previous post Next post
Up