цель определяет средства

Nov 19, 2012 20:18

Согласившись с tugodum, что обсуждать конкретную историческую ситуацию и судить о поведении в ней человека - дело трудное (слишком многое должно быть принято во внимание, не всегда доступное познанию), мы решили обсудить принципы. В одной из своих реплик tugodum написал: «для меня же сам принцип "цель оправдывает средства" нравственно порочен (хотя и безупречен ( Read more... )

жизнь, цель, цельность, добро и зло

Leave a comment

tugodum November 19 2012, 22:20:54 UTC
а можно пояснить (понимаю, что как раз "несомненное" бывает труднее всего обосновать, но всё-таки), почему это насилие (не только одноразовый акт, но и бывшие его продолжением жестокости искоренения язычества) Вы считает "благом" для тех, кто ему подвергался?

Reply

gignomai November 20 2012, 07:10:42 UTC
Ну, во-первых, благо здесь, я думаю, не делится (для Ивана, для Петра...). Благо - христианизация Руси. Даже в применении к индивидам - это благо миллионов еще не рожденных. Во-вторых, чем Вы измеряете благо - удовольствием? Если какого-нибудь Ждана крестили насильно и он, став Иваном, потом уверовал (думаю ТОГДА это был самый частый случай), то все, по-моему, ОК. Если нет, то вспомним о детях. Ну, а с колдуном, которого Добрыня рассек пополам в Новгороде вопрос тоже ясен: война, на которой гибнут.
А со всем остальным Вы согласны?

Reply

tugodum November 20 2012, 17:52:16 UTC
"Если нет, то вспомним о детях"--
Вы считаете, что насильственное принесение в жертву кого-то (напр., Ждана) ради блага других (напр., потомков Ждана), является благом для Ждана, даже если он до конца жизни проклинал тех, кто над ним это насилиe учинил?

если так, почему не крестить и сейчас насильно сограждан-иноверцев (иудеев, мусульман) ради блага их и их потомков?

"благо ... не делится (для Ивана, для Петра...)"--
вот здесь, кажется, пресловутся собака и зарыта.
для меня благо--всегда для кого-то.
т.е. именно, "для Ивана, для Петра...".
благо же для чего-то (как напр., Руси), складывается из блага тех, из кого это "что-то" состоит (т.е., в случае Руси--всех её граждан, на протяжении всей её истории ( ... )

Reply

gignomai November 21 2012, 11:14:27 UTC
Я все-таки начну с последнего - у Вас, у меня это п. 1: с соотношения цели и средств. Это вопрос логический, вопрос о понятиях. Я утверждаю, что вопросы нравственного порядка (о добре и зле) должны учитываться при постановке целей. Нравственный человек СТРЕМИТСЯ к благу. Стремимся мы (по понятию) к ЦЕЛИ. Если нравственно дурными оказались средства, это следствие неправильного целеполагания. Эта логика не зависит от понимания блага. Скажем, при Вашем понимании блага(как я его понял)ради христианизации Руси нельзя было насильно загонять в Днепр. Но это значит(в рамках Вашего же понимания блага), что св. Вдадимир неверно понимал цель: ею должно было быть ДОБРОВОЛЬНОЕ обращение к Христу ( ... )

Reply

tugodum November 21 2012, 15:47:39 UTC
(1 ( ... )

Reply

gignomai November 21 2012, 16:31:20 UTC
1) т.е. противящийся тому, чтобы быть принесённым в жертву ради других, безнравствененен ( ... )

Reply

gignomai November 21 2012, 16:54:13 UTC
Выношу в отдельный коммент пару вопросов к Вам - на уяснение ВАШЕЙ позиции.
1. Вы полагаете, что св. Владимиру не следовало торопиться с крещением Руси? (Ясно ведь, что быстро переубедить язычников было невозможно).
2. Вы полагаете, что мобилизация боеспособных мужчин во время войны с гитлеровской Германией была аморальной? Как, видимо, и трудовая мобилизация и т.п. принудительные меры?

Reply

tugodum November 21 2012, 17:12:15 UTC
"нет" на оба вопроса.
но я не считаю, что из этого следует, что средства не были дурны, или что их можно "оправдать" целью.
не всё целесообразное--благо, даже при благой цели.
или, если угодно, безусловно благих целей в этом мире нет.
поэтому монахам и клирикам (=профессиональным христианам) запрещено заниматься политикой.
и убивать людей, даже в оборонительной войне.
не говоря уже, что разные бывают оборонительные войны.
для каких-то русских людей 2-я мировая была продолжением Гражданской.
они ждали немцов как освободителей (это и подтверждалось отчасти, когда тe открывали храмы--что воспринималось как Пасха посреди зимы), и будь Гитлер умнее, они могли бы ими стать.
однако и в том, что касается осуществимых "благих" целей, я различаю средства законные (как всеобщая мобилизация) и противо-законные (как сталинская система репрессий ( ... )

Reply

gignomai November 22 2012, 12:32:19 UTC
Ваша позиция по заданным мне вопросам осталась мне непонятной. Я так и не понял, что Вы принимаете в названных мною действиях (т.е. оправдываете), что нет. Если Вы о нарушениях при мобилизации или о ненужных жестокостях при крещении, то об этом я не спрашивал, и так все ясно. Или что ( ... )

Reply

два спорных тезиса tugodum November 22 2012, 15:07:34 UTC
в названных Вами действиях я оправдываю всё.
оспариваю же я только Ваш тезис, что "верное видение цели [никогда] не оставляет места дурным следствиям применения средств". порабощение собственных граждан в концлагерях--зло, безотносительно чьего-либо видения благой цели, воплощению которой оно способствовало (как напр. индустриализация и т.п.)
я действительо не признаю надиндивидуальных ценностей.
грош цена была бы крещению Руси, если бы на ней потом никто не спасался.
и грош цена была бы "русскому слову", если бы посредством него изрекалась только ложь.
но я не считаю, что без надииндивидуальных ценностей невозможно служение. это второй Ваш тезис, который я оспариваю ( ... )

Reply

Re: два спорных тезиса gignomai November 22 2012, 15:39:48 UTC
Две вещи мне так и не удалось сделать понятными (надо думать, почему):
(1)что утверждение "верное видение цели [никогда] не оставляет места дурным следствиям применения средств" ни в коей мере не оправдывает зла, а означает, что свое представление о том, что есть благо и что зло, нужно относить к цели - понятию цели как желаемого,
(2) что служение надиндивидуальному целому означает не потакание его порокам, а заботу о нем (пример ап. Павла был приведен мною именно поэтому).
В этих пунктах наше разногласие мнимое,место потатчика злу, в которое меня подталкивает Ваше недопонимание моих суждений, я занимать не собираюсь :)
Вот относительно НИ-ценностей мы, в самом деле, расходимся ("я действительно не признаю надиндивидуальных ценностей").
Не знаю, как Вы, а я такое четкое размежевание позиций считаю приобретением. То, что человек, чью мысль я уважаю, думает о важном для меня противоположным образом - понуждает думать дальше. Спасибо.

Reply

Re: два спорных тезиса tugodum November 22 2012, 15:57:18 UTC
но Вы же не просто постулируете существование надиндивидуальных ценностей, a обосновываете необходимость такого постулата невозможностью, при его отрицании, служения чему- или кому-либо, кроме самого себя.
или и здесь я понял Вас неверно?
если же верно, хотелось бы услышать ответ на моё возражение Вам по этому пункту.
что касается первого тезиса, верно ли я Вас понял, что отнесение рабского труда в сталинских лагерях к желаемой благой цели--индустриализации, даёт возможность увидеть, что указанное средство осуществления этой цели не было дурным?

Reply

Re: два спорных тезиса gignomai November 22 2012, 16:37:01 UTC
но Вы же не просто постулируете существование надиндивидуальных ценностей, a обосновываете необходимость такого постулата невозможностью, при его отрицании, служения чему- или кому-либо, кроме самого себя ( ... )

Reply

Re: два спорных тезиса tugodum November 22 2012, 16:53:38 UTC
* все, что делает нас людьми, получается - от Лица, конечно, но через надиндивидуальное: язык, культуру и т.д
----------
силное утверждение.
а непосредственно от Лица и/ли через лиц (родителей, учителей, друзей) не может получаться?

* знание обо всем этом не дает исчерпывающего содержания для суждения о нем и об эпохе.
-----------
а это, напротив, предельно мягко.
с такой формулировкой я полностью согласен.
по этому пункту, значит, наше расхождение было мнимым.

Reply

Re: два спорных тезиса gignomai November 22 2012, 17:32:52 UTC
Я думаю, что ничуть не чрезмерно сильное. Я не знаю, возможно ли чудесным образом обращение Маугли. Но в норме мы "подключаемся" к тому, что было до нас и больше нас. Лица, которых Вы перечислили, тоже не из себя нас воспитывают. Они не придумывают ни языка, ни культуры, они их "проводят" через себя. Я нарочно воздерживаюсь от разговора о Церкви - Вы здесь лучше меня знаете, но все-таки обращу внимание на то, что Церковь как институт ведь тоже надиндивидуальна. Разве нет?

А поводу последнего напомню, что я с самого начала говорил не об оправдании, а о воздержании от полного и окончательного приговора. Острота вопроса для меня не только в том, что я сплошь и рядом слышу от неглупых людей суждения о Сталине как о тупом бандите, но и обо всей советской эпохе как выморочной. Я-то убежден, что она еще ждет настоящего осмысления.

Reply

Re: два спорных тезиса tugodum November 22 2012, 17:55:29 UTC
язык и культура--это да.
но они мертвы без тех, кто делает их живыми--
кого называют (говоря несколько канцелярским языком) "деятелями культуры".
поэтому уничтожение таковых--величайшее преступление.

о том, что такое Церковь, как раз недавно статья Шуфрина вывешена на богослов.ру.

неправомерность вынесения окончательного приговора разве означает, что исторические феномены вообще не подлежат нравственной оценке?
любая наша оценка обусловлена нашим кругозором, который всегда ограничен, и потому не может претендовать на абсолютность.
но это относится и к нашему научному знанию.
тем не менее, мы дерзаем иметь какую-то картину мира.

Reply


Leave a comment

Up