цель определяет средства

Nov 19, 2012 20:18

Согласившись с tugodum, что обсуждать конкретную историческую ситуацию и судить о поведении в ней человека - дело трудное (слишком многое должно быть принято во внимание, не всегда доступное познанию), мы решили обсудить принципы. В одной из своих реплик tugodum написал: «для меня же сам принцип "цель оправдывает средства" нравственно порочен (хотя и безупречен ( Read more... )

жизнь, цель, цельность, добро и зло

Leave a comment

два спорных тезиса tugodum November 22 2012, 15:07:34 UTC
в названных Вами действиях я оправдываю всё.
оспариваю же я только Ваш тезис, что "верное видение цели [никогда] не оставляет места дурным следствиям применения средств". порабощение собственных граждан в концлагерях--зло, безотносительно чьего-либо видения благой цели, воплощению которой оно способствовало (как напр. индустриализация и т.п.)
я действительо не признаю надиндивидуальных ценностей.
грош цена была бы крещению Руси, если бы на ней потом никто не спасался.
и грош цена была бы "русскому слову", если бы посредством него изрекалась только ложь.
но я не считаю, что без надииндивидуальных ценностей невозможно служение. это второй Ваш тезис, который я оспариваю.
в христианстве спасение без служения (Богу и ближнему) невозможно, хотя конечный "объект" спасения--всегда индивид (ипостась).
но вот служение роду, если он безбожен, как и вообще идолам, не спасительно. ваш пример с ап. Павлом не на тему, т.к. он выражал готовность не служить еврейскому христоборческому роду, а только быть отлученным от Христа--ради того, чтобы род его к Нему обратился.

Reply

Re: два спорных тезиса gignomai November 22 2012, 15:39:48 UTC
Две вещи мне так и не удалось сделать понятными (надо думать, почему):
(1)что утверждение "верное видение цели [никогда] не оставляет места дурным следствиям применения средств" ни в коей мере не оправдывает зла, а означает, что свое представление о том, что есть благо и что зло, нужно относить к цели - понятию цели как желаемого,
(2) что служение надиндивидуальному целому означает не потакание его порокам, а заботу о нем (пример ап. Павла был приведен мною именно поэтому).
В этих пунктах наше разногласие мнимое,место потатчика злу, в которое меня подталкивает Ваше недопонимание моих суждений, я занимать не собираюсь :)
Вот относительно НИ-ценностей мы, в самом деле, расходимся ("я действительно не признаю надиндивидуальных ценностей").
Не знаю, как Вы, а я такое четкое размежевание позиций считаю приобретением. То, что человек, чью мысль я уважаю, думает о важном для меня противоположным образом - понуждает думать дальше. Спасибо.

Reply

Re: два спорных тезиса tugodum November 22 2012, 15:57:18 UTC
но Вы же не просто постулируете существование надиндивидуальных ценностей, a обосновываете необходимость такого постулата невозможностью, при его отрицании, служения чему- или кому-либо, кроме самого себя.
или и здесь я понял Вас неверно?
если же верно, хотелось бы услышать ответ на моё возражение Вам по этому пункту.
что касается первого тезиса, верно ли я Вас понял, что отнесение рабского труда в сталинских лагерях к желаемой благой цели--индустриализации, даёт возможность увидеть, что указанное средство осуществления этой цели не было дурным?

Reply

Re: два спорных тезиса gignomai November 22 2012, 16:37:01 UTC
но Вы же не просто постулируете существование надиндивидуальных ценностей, a обосновываете необходимость такого постулата невозможностью, при его отрицании, служения чему- или кому-либо, кроме самого себя.
-----
Да нет, можно, наверно, служить жене и детям, вообще, некоторому кругу лиц, персонально. Но я полагаю, что и это служение, чтобы быть осмысленным, не сводиться к избавлению от страданий и доставлению удовольствий, вписывается в более широкую перспективу. Ведь все, что делает нас людьми, получается - от Лица, конечно, но через надиндивидуальное: язык, культуру и т.д.

верно ли я Вас понял, что отнесение рабского труда в сталинских лагерях к желаемой благой цели--индустриализации, даёт возможность увидеть, что указанное средство осуществления этой цели не было дурным?
-----
отнесение чего-то к цели дает возможность ясно увидеть, чем является то, что мы считали средством осуществления этой цели, увидеть в правильной перспективе: это то, чего Вы хотели (= это входит в Вашу цель?). Разница в оценке средства (Ваш подход) и цели (мой) - в том, что средство оценивается изолированно, а цель - в составе целого. Я не занимался оправданием лагерного труда; когда я сталкиваюсь со свидетельствами о нем, мое восприятие едва ли отличается от Вашего. Я лишь настаивал на том, что знание обо всем этом не дает исчерпывающего содержания для суждения о нем и об эпохе.

Reply

Re: два спорных тезиса tugodum November 22 2012, 16:53:38 UTC
* все, что делает нас людьми, получается - от Лица, конечно, но через надиндивидуальное: язык, культуру и т.д
----------
силное утверждение.
а непосредственно от Лица и/ли через лиц (родителей, учителей, друзей) не может получаться?

* знание обо всем этом не дает исчерпывающего содержания для суждения о нем и об эпохе.
-----------
а это, напротив, предельно мягко.
с такой формулировкой я полностью согласен.
по этому пункту, значит, наше расхождение было мнимым.

Reply

Re: два спорных тезиса gignomai November 22 2012, 17:32:52 UTC
Я думаю, что ничуть не чрезмерно сильное. Я не знаю, возможно ли чудесным образом обращение Маугли. Но в норме мы "подключаемся" к тому, что было до нас и больше нас. Лица, которых Вы перечислили, тоже не из себя нас воспитывают. Они не придумывают ни языка, ни культуры, они их "проводят" через себя. Я нарочно воздерживаюсь от разговора о Церкви - Вы здесь лучше меня знаете, но все-таки обращу внимание на то, что Церковь как институт ведь тоже надиндивидуальна. Разве нет?

А поводу последнего напомню, что я с самого начала говорил не об оправдании, а о воздержании от полного и окончательного приговора. Острота вопроса для меня не только в том, что я сплошь и рядом слышу от неглупых людей суждения о Сталине как о тупом бандите, но и обо всей советской эпохе как выморочной. Я-то убежден, что она еще ждет настоящего осмысления.

Reply

Re: два спорных тезиса tugodum November 22 2012, 17:55:29 UTC
язык и культура--это да.
но они мертвы без тех, кто делает их живыми--
кого называют (говоря несколько канцелярским языком) "деятелями культуры".
поэтому уничтожение таковых--величайшее преступление.

о том, что такое Церковь, как раз недавно статья Шуфрина вывешена на богослов.ру.

неправомерность вынесения окончательного приговора разве означает, что исторические феномены вообще не подлежат нравственной оценке?
любая наша оценка обусловлена нашим кругозором, который всегда ограничен, и потому не может претендовать на абсолютность.
но это относится и к нашему научному знанию.
тем не менее, мы дерзаем иметь какую-то картину мира.

Reply

Re: два спорных тезиса gignomai November 22 2012, 21:32:49 UTC
они мертвы без тех, кто делает их живыми--
кого называют (говоря несколько канцелярским языком) "деятелями культуры".поэтому уничтожение таковых--величайшее преступление.
----
конечно, язык мертв без говорящих на нем. конечно, нельзя убивать поэтов.
Но для меня поразительно то, как Вы упорно все сводите ТОЛЬКО к судьбе отдельных людей. Ну а если страну поработят и навяжут ей чужой язык (никого вообще не убив)? Это не преступление. Язык не может быть живым без людей, но Гумбольдт, кажется, сказал, что язык говорит людьми, он в некотором роде первее.

Reply

Re: два спорных тезиса tugodum November 22 2012, 23:12:13 UTC
конечно плохо, если навяжут чужой язык. но для меня поразительно, что для Вас сохранение языка является абсолютной ценностью--безотносительно режима его использования.
я предпочёл бы иметь возможность говорить и слышать правду на чужом языке необходимости лгать на родном.
да и чужой этот язык лишь для одного поколения. для следующего он уже родной.
ложь разлагает душу, смена языка--нет.

Reply

Re: два спорных тезиса gignomai November 23 2012, 07:00:52 UTC
Про АБСОЛЮТНЫЕ ценности, т.е. такие, которыми нельзя пренебречь НЕЗАВИСИМО НИ ОТ ЧЕГО, вообще речи нет. К ним не относятся ни язык, ни физическое существование индивида, ни говорение правды (ложь лагерных врачей, о которой я говорил, тому пример). Нас, повторяю, различает "оптика". Вы и возможность предпочесть смену языка необходимости лгать рассматриваете для себя лично, индивида (я вполне могу допустить такую возможность). Но потеря языка, шире, культуры - потеря, в моей перспективе, огромная, большая, чем смерть отдельного "деятеля культуры".

Reply

Re: два спорных тезиса benev November 23 2012, 10:04:48 UTC
кстати, да. Ахматовское: "но мы сохраним тебя, русская речь" именно про это. Т.е. война идет за "сохранение речи", слова. Но не просто о сохранении, но о сохранении свободной и чистой: "Свободным и чистым тебя пронесем, И внукам дадим, и от плена спасем. Навеки". (23 февраля 1942). В этих стихах, как и во всех настоящих, происходит "сублимация". Как и у Шостаковича. Т.е. не поймешь, то ли о нацизме речь (противостоянии ему), то ли о сталинизме. И правильно что не поймешь - речь и не о том, и не о другом - поэт противостоит духу насилия, лжи, порабощению человеческого духа (= слова и звука=души), а конкретная историч. форма, в которой это насилие ему является - преходяща. Россия в этом смысле - "место искушения". Отстаивается не Россия, а "русское слово", утверждается, испытывается в своей высоте и свободе. Т.е. именно человеческий дух, дух человека, проходящего испытание в России, искушаемый здесь духом враждебным. "Надиндивидуальные" ценности есть - это ценность человеческого духа (я специально выводу религиозную составляющую за скобки). Духа, а не "языка" как такового. Об этом свидетельствует поэзия и музыка. Надиндивидуальные ценности - это ценности "личностные", ибо это есть сфера духа. Индивид - часть целого (народа, например), а личность - создает культуру этого народа (пример Ахматовой и Шостаковича красноречив).

Reply

Re: два спорных тезиса tugodum November 23 2012, 10:22:00 UTC
что ж, можно и так определить личность.
и да, личность (так понимаемая)--больше, чем индивид, ценнее.
кстати, и Сталин это отчасти понимал.
почему и не посылал "личностей" на фронт.
а только в лагерь или прямо на тот свет.

Reply

Re: два спорных тезиса gignomai November 23 2012, 11:10:07 UTC
Да, личность - это более высокая форма существования. Индивиду - дорастать до того, чтобы стать личностью. Что касается отношения Сталина к личностям - вопрос спорный, не уверен, что Вы правы. Но важнее отношение личности к своей индивидуальной (она же есть у него) жизни. Вы полагаете, что человек, осознавший себя личностью, начинает больше ценить и оберегать свою жизнь? А не служит - науке, искусству, Церкви, отечеству - тем самоотверженнее, чем больше он личность? Когда же государство и общество оберегает жизнь таких людей, так ведь оно называет их, как в Японии, "НАЦИОНАЛЬНЫМ" (т.е. общим) достоянием.

Reply

Re: два спорных тезиса tugodum November 23 2012, 11:32:45 UTC
* Вы полагаете, что человек, осознавший себя личностью,...
-----------------
по определению, предложенному benev-ым, личность--не только тот, кто себя таковой осознаёт; а тот, кто себя такой осознаёт--не обязательно личноcть.

*... начинает больше ценить и оберегать свою жизнь?
----
это вопрос не "полагания", а исключительно эмпирики, т.е. фактов (увы, упрямых). на вскидку: Мандельштам, закладывающий на допросе Марию Петровых.
в рез-те чего мы имеем гениальное "Мастерица виноватых взорах...."
т.е. таки да: "среди детей ничтожных мира...."
бывает и такое.
(это отражено, напр., в фильме "Летят журавли")

Reply

Re: два спорных тезиса gignomai November 23 2012, 11:42:27 UTC
Эмпирика не так важна - человек слаб. Я думал, что Вы о норме, принципе: личность ценнее.

Reply

Re: два спорных тезиса tugodum November 23 2012, 11:48:49 UTC
личность (в указанном смысле) ценнее для других.
это--да, норма.
а вот ценнее ли она для себя--на это норм нет.
какое право у нас требовать от кого-либо самоотверженности?

Reply


Leave a comment

Up