снова об изменяемости человеческой природы

Feb 09, 2007 19:05

Когда я в январе написал о следствиях из реалистического понимания единства человеческой природы и сослался при этом на святоотеческое понимание ее искажения в Адаме и восстановления во Христе, alexandrg  указал мне на оппозицию "логос - тропос": и в том, и в другом случае меняется не сама природа (логос), а ее состояние (тропос). Соответственно, делался ( Read more... )

тропосы, природа, грех, наследие, патристика, логосы, причастие, /alexandrg, антропология

Leave a comment

gignomai February 11 2007, 12:46:59 UTC
//Потому что наследование последствий Адамова греха происходит через факт ЛИЧНОГО причастия ветхому рождению. Точно так же и усвоение плодов Христовой победы происходит через факт ЛИЧНОГО рождения "от воды и Духа".
А что такое ЛИЧНОЕ причастие ветхому рождению? Оно правда, меня ЛИЧНО родили, но вовсе не в том смысле ЛИЧНО, в каком я крестился: первое не добровольно.
//Данная ВНЕШНЯЯ возможность не является ВНУТРЕННИМ изменением.
Я понимаю, что можно и так понимать. Но опять-таки почему эта возможность ВНЕШНЯЯ? Разве устранение "семян тления" внешне? Аналогия с лекарством мне не кажется подходящей - скорее (если из медицины) истребление вируса, которое не делает здоровым, но дает силу выздороветь. Ведь вот что пишет св. Ириней Лионский:
"... Он в Себе самом восстановил все народы от Адама распространившиеся и все языки и (весь) род людей вместе с самим Адамом. ... первый человек душевный был спасен духовным (человеком)" (Против ересей, 3:22). И то же св. Григорий Богослов: "новый Адам спас ветхого, и снято осуждение с плоти" (слово 39). Что означает у Иринея "восстановление всех народов" и как возможно спасение Адама - если нечто не переменилось в самой "ткани" человечества? (Тянет даже сказать в геноме :))

Reply

alexandrg February 11 2007, 13:37:56 UTC
///А что такое ЛИЧНОЕ причастие ветхому рождению?///
Как что? Рождение от отца и матери по плоти.

///Оно правда, меня ЛИЧНО родили, но вовсе не в том смысле ЛИЧНО, в каком я крестился: первое не добровольно.///
Конечно, не все, что происходит с Вами лично происходит добровольно. Но я ведь говорил о личной причастности, а не о добровольности.

Что касается добровольности, то, например, когда, крестят младенцев, говорить об их добровольности тоже ведь не приходится, но таинство совершается.

///Но опять-таки почему эта возможность ВНЕШНЯЯ?///
Потому что Церковь (Тело Христово и Ковчег спасения), пока человек не вступил в нее, является по отношению к нему реальностью внешней.

///Разве устранение "семян тления" внешне? ///
По отношению к некрещеным - да. "Семена тления" были устранены в человечестве Христа, а чтобы они были устранены в нашем человечестве. Мы должны соединиться со Христом. Как же иначе? Грех властвует над всеми рожденными по плоти вне зависимости от того, до или после Христа они родились.

///Аналогия с лекарством мне не кажется подходящей - скорее (если из медицины) истребление вируса, которое не делает здоровым, но дает силу выздороветь. ///
Истребление "вируса" происходит только через крещение и никак иначе.

Свт. Кирилл Иерусалимский. Тайноводственное поучение 1-ое, 3:

"Тот мучитель гнал до моря оных древних людей: и тебя лютый, безстыдный, и началозлобный сей демон, преследовал даже до оных спасительных вод. Тот в море потоплен, а сей в спасительной воде исчезает."

Свт. Григорий Палама. Гомилия 38-ая:

"(...) закон Христов есть закон свободы; ибо чрез божественное крещение Он освободил нас от закона греха и смерти. Так что если мы не потщимся сохранить до конца данную нам свободу, делая это путем безупречных дел и слов, или если она потеряна (по причине греха) - восстановить ее путем покаяния, мы будем осуждены тем же законом, который нас освободил, как не сохранившие данную нам свободу."

/// Ведь вот что пишет св. Ириней Лионский:
"... Он в Себе самом восстановил все народы от Адама распространившиеся и все языки и (весь) род людей вместе с самим Адамом. ... первый человек душевный был спасен духовным (человеком)" (Против ересей, 3:22). И то же св. Григорий Богослов: "новый Адам спас ветхого, и снято осуждение с плоти" (слово 39). Что означает у Иринея "восстановление всех народов" и как возможно спасение Адама - если нечто не переменилось в самой "ткани" человечества? ///
Данные фразы можно понимать по разному.
Например, слова Иринея можно понимать через эсхатологическую перспективу. Хотя
толковать Иринея я все-таки не возьмусь - плохо его знаю.

А что касается Григория Богослова, то он, скорее всего, пишет о тех изменениях, которые произошли с человеческим естеством (точнее тропосом естества) во Христе. Потому что осуждение снимается только с тех, кто восстановлен во Христе. Восстановление же каждого человека совершается через крещение.

Свт. Григорий Богослов. Слово 40:

"Сия благодать и сила Крещении не потопляет мира, как древле, но очищает грех в каждом человеке, и совершенно измывает всякую нечистоту и скверну, привнесенную повреждением."

Т. е. тропос бытия человеческой природы, пребывающей под властью греха, диавола и смерти в ипостасях всех сынов Ветхого Адама, исправляется только через их личное (ипостасное) соединение со Христом в новом рождении от Духа.

Reply

gignomai February 11 2007, 14:56:37 UTC
Благодарю. Подумаю. Ну а все-таки как понимать "спасение ветхого Адама"? Разве можно назвать человечество Христа "ветхим Адамом"?

Reply

alexandrg February 11 2007, 15:32:17 UTC
Нет, конечно. Можно понимать персонально - как спасение лично Адама, а можно метафорически - как спасение обветшавшего человеческого рода. Только нужно учитывать, что спасение в любом случае происходит через соединение с обновленным человечеством Христа.

Reply

gignomai February 12 2007, 09:36:10 UTC
Ох уж я и непонятлив! Метафорически - это, на мой вкус, герменевтическая неудача. А лично - как тогда понять соединение Адама с обновленным человечеством Христа? Разве что по Шифферсу - см. сегодняшнюю запись в моем ЖЖ.

Reply

alexandrg February 12 2007, 10:29:46 UTC
///Метафорически - это, на мой вкус, герменевтическая неудача.///
Вкус и герменевтика - это слишком разные области. :)
Отцы часто пользовались метафорами. Да и в Писании их пруд пруди.

///А лично - как тогда понять соединение Адама с обновленным человечеством Христа?///
Сие нам неведомо. Но православное предание однозначно утверждает, что Христос, сойдя во ад, вывел оттуда души томившихся там праведников, в том числе и Адама.

Reply

gignomai February 12 2007, 11:31:14 UTC
///Вкус и герменевтика - это слишком разные области. :)
Отцы часто пользовались метафорами. Да и в Писании их пруд пруди.

Но есть, кажется, принцип предпочтения трудного прочтения легкому. Это, имхо, сюда подходит.

Reply

alexandrg February 12 2007, 11:33:17 UTC
Да, такой принцип есть.
Но, чтобы определить, какое прочтение легкое, а какое - трудное, надо еще знать контекст

Reply

gignomai February 12 2007, 12:55:12 UTC
Согласен. Я исходил из предположения (возможно, недостаточно обоснованного), что метафорическое всегда легче буквального.

Reply


Leave a comment

Up