ОТЕЦ 334: 1945 (49)

May 24, 2010 23:49

Тема не оставляет...

Ребенок прячется при  опасности к матери. Это безусловный рефлекс. Его происхождение в самосохранении особи. Но мать так же инстинктивно прячет ребенка к себе. Это тоже безусловный рефлекс. Но его происхождение: сохранение рода.
Того же порядка происхождение понятий добра и зла.
5/VI-45

Ставши сознательными, ставши людьми, люди, приобретя это новое оружие (сознание), направили его на сохранение рода, где раньше (в животном мире) действовали только инстинкты. Так появилась этика. Это та идея, которая действительно стала материальной силой, настолько она вошла в сознание масс.
Изменение этики с развитием человеческого общества.

Зло оборачивается добром точно так же, как инженерно-строительная академия занимается вопросом "Разрушение автострад".
Этику можно начинать рассматривать с ее биологического содержания. В основе естественного отбора общественных животных лежит не непосредственная борьба за существование особи, а косвенная: через борьбу за существование стада, коллектива (вида).
Особь (пусть индивидуально сильная), отделившись от стада, все равно погибает, т.к. основа ее приспособленности к существованию в жизни коллектива.
И в этом, как ни неприятно слушать многим идеалистам, лежит биологическая основа морали.
Мораль коллективистична по самому своему существу и в истоках своего зарождения.
Для Робинзона не существует проблем этики.
Следовательно, остается один вопрос: как инстинкты переходят в сознание* (отличие человека от животного).
Ответить на это: переход количества (набранных инстинктов) в новое качество (способность мыслить) - это только голая формула. Надо ее наполнить естественно-научным содержанием.
Но к этому надо добавить, что остающееся белое пятно не относится к проблеме: Бог дал человеку способность различать добро и зло. Эту способность, благодаря естественному отбору, убирающему вредных оллективу особей, человек получил в наследство от животных, у которых этика существует в инстинктах.

* Работы Дицгена.

Еще не конец.
А мне нравится, как упорно отец, зажатый в тиски "естественно-научного мировоззрения", бьется над проблемой происхождения оппозиции добра и зла.

отец, добро и зло, Война

Previous post Next post
Up