Nov 18, 2009 01:29
Сейчас эта семья состоит из отца - заместителя главного конструктора, матери - недавно угроза мобилизации заставила поступить работать в отдел по учету кадров, дочери, вторично вышедшей замуж (сейчас она в широкой блузе, скрывающей большой живот) и зятя (тоже вторично женатый), начальника технологической бригады. Он непосредственно подчинен тестю (представляете себе его положение в доме?).
Тесть только что приехал из Москвы. На постели буханки хлеба (белый, московский). На столе головка сыра. Обед: маленькие тарелки с супом, запеканка из сухого мяса, лапша со "свиной тушонко". Всего - небольшие порции. Чувствуется: люди, для которых обед не проблема.
Разговор заходит об Омске. С какой ненавистью о нем говорит дочь:
- Работала сварщицей. То простой, нет энергии, то 18 часов подряд. Домой придешь, холод - нет дров. В Омске я хлебнула горя. Казань раем мне показалась.
Потом рассказывала мать:
- Конечно, ради него и поехали в Омск. Видаться только раз в 3 месяца разрешали, но все-таки знала, что рядом. А так, разве уехала бы из Москвы!
Немудрено, что Наташка так об Омске отзывается. Жили мы там без удовольствия и без продовольствия.
... Один раз появились деньги, решили наесться досыта, купили 4 стакана пшенной мучки и напекли лепешек горячих, наелись, потом ночью думала умру - живот раздуло.
С топливом страдали. Сказала как-то мужу при свидании. Через несколько дней прихожу домой - вся комната завалена обрезками. С завода целую машину привезли.
Когда в Казань переезжали и нас в эшелон взяли.
Приехали, на машине к эшелону подъезжает Шаталов. "Евграф Порфирыч.уже свободен. Как у вас материально?".
"Все в порядке! - отвечаю я ему. - Денег 48 руб., хлеба до конца месяца 1,5 кило осталось".
(Ехавшие с ними в эшелоне говорят, что голодали они ужасно, оборваны были до крайней степени).
Через несколько часов подъезжает Шаталов снова. Привез денег около 200 руб. и целый мешок с кусками хлеба - это товарищи Е.П. собрали кто что мог. Официальное освобождение д.б. быть через несколько дней.
Отвезли нас в квартиру, а назавтра и Е.П. появился...
Тепрь разговор об Оскаре Уайльде, о щенках, которые могут не понравиться Е.П. (их достал зять, они ему нравятся, но придется отдать, т.к. Е.П. они не нравятся - он такс любит).
(Когда Е.П. учился в академии, Н.Ф. работала там же в лаборатории).
Дальше по диагонали, отчеркнуто:
Конец казанским записям
11.Х.44
Но на оставшихся в тетрадке листах еще выписки и записи - потом посмотрю.
отец,
Война,
Казань