Oct 03, 2009 12:46
Совсем в жанре своих ранних постов, от которого под воздействием назиданий даймона совсем уже отказался, выложу сырую, недодуманную череду размышлений. Со всеми привходящими.
Началось с того, что встретил в школьно-педагогическом тексте слова "гармоническое развитие" и задумался. Гармоние - это согласие. Согласие чего с чем (в человеке, у человека)? Из чулана памяти высветилась цепочка: Античность - Возрождение - Марксизм. Без последнего никак, ибо в НАШИХ педагогических текстах многое до сих пор оттуда. Но что имеется в виду?
Предположения такие.
Гармония души и тела (в здоровом теле здоровый дух). Гармония стихий в организме.
Всестороннее развитие: "землю попашет - попишет стихи". Или как Леонардо.
Ну что еще? Соразмерность, "ничего сверх меры" (а "умеренность и аккуратность" это про то же?).
Таня еще придумала: мир с самим собой.
И сразу стукнул вопрос: а к христианству, к Евангелию и св. отцам это как относимо? И очевидный ответ: никак. Ведь "гармоничный человек" во всех или в любом из перечисленных смыслов - это идеал А христианский идеал вроде бы святость. Но можно ли про святого сказать, что он гармоничен? Что у аскета в гармонии душа и тело? Что живущий ради "единого на потребу" всесторонне развивается? Что любящий Христа соблюдает меру в своей любви? Чепуха какая-то, да и язык вообще неуместный... (Правда, оставлю на полях заметку, что есть область "мира", в которой, пока он не покинут, вот это все и действительно...).
Но дальше догнало еще и вот это: а есть ли святость идеал - в смысле того, к достижению чего стремиться? "Я хочу стать святым"? Но ведь святой сознает себя грешником, притом величайшим (это, кстати, к вопросу о "мире с самим собой"). (Почитание святого, святости в другом - совсем другое). Ведь стремление к достижению цели (стать таким-то) предполагает и способность оценить, насколько ты продвинулся. Т.е. с каждым днем чуть святее... Язык отсохнет сказать такое.
гармония,
святость,
греки,
христианство