Логика религиозного реализма, если последовательно ею руководствоваться за пределами литургического и богословского пространства, приводит к выводам, которые, как мне кажется (м.б. по невежеству), мало кому приходят в голову. Скажем, вера в то, что покинувшие этот мир РЕАЛЬНО существуют,
должна была бы понудить нас рассматривать их как действующих субъектов нашей действительности со всеми вытекающими отсюда следствиями. Мы, конечно, считаемся с их волей, выраженной в завещании, считаемся с их мыслями, если они авторитетны и т.д. Но как-то это не всерьез, скорее со следами, ими оставленными в нас и нашей жизни. Для себя. А надо бы, скажем, создать в парламенте Палату предков (т.е. представляющую предков, а состоящую, понятно, из святых), где молитвенно запрашивать их суждения по важнейшим вопросам.
Далее. Читаю у И.В.Попова (патролога нач. ХХ в.): "Спасение обусловлено составом личности Христа: обожение Его человеческой природы есть в то же время обожение человеческой природы вообще". Он даьше справедливо пишет, что это представление (центральное для христианства) ставит труднейший вопрос для антропологии: как мыслить человеческую природу? Итак, содеянное и пережитое одним человеком, Христом, изменило природу человечества. И здесь нельзя ссылаться на то, что это не просто человек, а воплотившийся Бог, на его всемогущество (если дело только в том, что Богу все под силу, то и Воплощения не было бы нужно). И на то не сошлёшься, что актуально преображение человеческой природы происходит только синергически, через причастие и аскетический труд. Это так, но ведь "работать над собой" никому не было заказано и до Христа. А причащаются Тому, что уже есть. "Господь удалил от плоти грехопадение, пленницей когторого она всегда была, почему и не принимала в себя Божественной мысли" (св. Афанасий Вел.) - т.е. изменение человеческой природы предшествует любым нашим движениям навстречу Спасителю и - по буквальному смыслу вероучения - затрагивает всех, даже тех, кто слыхом не слыхивал о Евангелии.
К чему я это? А к тому, что за этим стоит представление о человеке, совершенно другое, чем мы привычно руководствуемся в нашей повседневной жизни (не говоря уж о науке). Это - реализм в старом, платоническом смысле слова (как противоположность номинализму).
Применяемая последовательно эта логика возвращает нам реальность рода, народа и многого другого, к чему привыкли относиться как к общим понятиям.
Сейчас много говорят о преодолении платонизма в христианстве. Но вот в этом, по меньшей мере отношении, разве они разделимы?