Кант против Лейбница

Dec 17, 2024 15:45


Речь о так называемом «принципе тождества неразличимого»: если две вещи неразличимы, т.е. все их свойства одинаковы, то это просто-напросто она вещь. И не может же одна и та же вещь находиться в разных местах.

- Да нет! - говорит на это Кант. - Почему же г-н Лейбниц не учел в числе свойств местоположение? Две вещи с одинаковыми внутренними ( Read more... )

Кант, Лейбниц

Leave a comment

alexandrg December 19 2024, 12:15:03 UTC
Собственно, вот как раз об этом:

«23. Я указал на то, что среди чувственных вещей никогда нельзя найти двух неразличимых, что, например, нельзя найти двух листьев в саду, двух капель воды, совершенно равных друг другу. Это допускают в отношении к листьям и, может быть, к каплям воды, но следовало бы признать это, не колеблясь и без всякого "может быть" (итальянец сказал бы "senza forse"), также и по отношению к каплям воды.

24. Я считаю, что все вообще наблюдаемое у чувственных вещей соответственно имеет значение также для нечувственного. Здесь можно сказать словами из "Императора Луны": "Всюду так же, как у нас" [8]. Таким образом, важным контраргументом против неразличимых вещей является то, что нельзя найти ни одного примера такой вещи. Это заключение оспаривают ссылкой на то, что чувственные тела сложны, а среди чувственных элементов, как утверждают, имеются и простые. Я, однако, не признаю и этого. По моему мнению, нет ничего простого, кроме действительных монад, не имеющих ни частей, ни протяженности. Простые и даже совершенно похожие тела суть лишь плод ошибочного полагания пустоты и атомов; они существуют только для инертной философии, не доводящей анализа вещей достаточно далеко и воображающей, будто можно прийти к первичным телесным элементам природы потому, что это удовлетворило бы наше чувственное созерцание.

25. Если я отрицаю наличие двух совершенно похожих капель воды или двух других неразличимых вещей, то тем самым я не утверждаю абсолютную невозможность их полагания в понятии; я считаю лишь, что это противоречит божественной мудрости, следовательно, не может существовать.

26. Если две неразличимые вещи существовали бы, то их, конечно, было бы две, однако такое предположение ошибочно и противоречит великому принципу основания».

5-е письмо Кларку

Reply

gignomai December 19 2024, 15:05:55 UTC

я не утверждаю абсолютную невозможность их полагания в понятии

У! Спасибо! Как же я это пропустил?!

Да, тем самым разногласие снимается. Правда, Кант цепляется к аргументации Лейбница, но я не уверен, что он правильно ее излагает. Вот это место:

"Первый способ аргументации чрезвычайно стреми­тельно перескакивает легким прыжком через свой предмет и потому едва ли заслуживает рассмотрения. Вот его хитроумные доводы: то, что во всех своих признаках полностью совпадает с чем-то другим и ничем от него не отличается, должно быть признано за одну и ту же вещь. В соответствии с этим все совершенно сходные между собой вещи суть не что иное, как одна и та же вещь, лишь относимая к нескольким местам; а так как это противно здравому смыслу, то данное воззрение, как утверждают, содержит в себе противоречие. Но кто же не заметит обмана подобных хитросплетений? Для полной тождественности двух вещей требуется тождественность всех признаков или определений - и внутренних, и внешних. Но разве кто-нибудь исключил из этого полного определения такой признак, как место? Поэтому они вовсе не одна и та же вещь, ибо, как бы они ни совпадали по своим внутренним признакам, они отличаются друг от друга по крайней мере по своему местоположению".

Reply

alexandrg December 19 2024, 22:33:37 UTC
+++все совершенно сходные между собой вещи суть не что иное, как одна и та же вещь, лишь относимая к нескольким местам+++

Не вполне понимаю, откуда взято это утверждение про «несколько мест». У Лейбница «полагать две вещи неразличимыми - означает полагать одну и ту же вещь под двумя именами». Разве он утверждал, что неразличимые вещи могут «относиться к разным местам»?

Тут стоит заметить, что различие в местоположении двух «одинаковых» вещей никогда не будет разницей только в местоположении. Оно с необходимостью будет предполагать также разницу:
- в пространственных отношениях и взаимодействиях этих вещей;
- в их индивидуальных историях;
- в их материи.

Так что позиция Канта в этом плане выглядит не очень продуманной, а местами представляется даже наивной, когда он как бы нехотя соглашается с Лейбницем, что, мол, «едва ли» можно найти два одинаковых листа на одном дереве, но при этом считает весьма вероятным существование двух одинаковых кристаллов.

Reply

gignomai December 20 2024, 08:15:08 UTC

Вы на важные аспекты указываете. Но у Канта в это время мощная динамика развития представлений. Я вчера прочитал его статью об "отрицательном основании" где он жестко различает логической и физическое основание, основание и причину. Надо подумать, как эти вещи связаны.

Reply

alexandrg December 20 2024, 11:05:20 UTC

Вы полагаете, тут есть какая-то связь с вопросом о тождестве неразличимых? При том, что различение физического и логического - это же никакое не открытие.

Reply

gignomai December 20 2024, 12:16:48 UTC

Ну как не открытие? Лейбниц же не различал. Для него событие можно было бы вывести логически из его причины, если иметь о причине достаточно полное понятие.

Reply

alexandrg December 20 2024, 18:24:59 UTC
В каком смысле "не различал"? Я Вас не понимаю.

"2. Итак, истины разума бывают двух родов; одни из них называют истинами вечными, абсолютно необходимыми, так что противоположное им содержит в себе противоречие; это истины, логическая, метафизическая, или геометрическая, необходимость которых такова, что их нельзя отвергать, не впадая в абсурд. Существуют истины другого рода, которые можно назвать положительными, потому что они суть законы, данные природе Богом, или зависят от этих законов. Мы узнаем их или посредством опыта, т. е. a posteriori, или посредством разума и a priori, т. е. из соображений соответствия, побудивших выбрать их."

Reply

gignomai December 20 2024, 19:21:36 UTC

Ну, не то чтобы совсем не различал, но допускал рациональное, априорное познание оснований и, соответственно, выведение из них следствий. То есть для него все суждения были, говоря в кантовских терминах, аналитическими. Кант в этом отношении сделал следующий шаг.

Reply

alexandrg December 21 2024, 21:46:10 UTC
Не знаю, как Вы пришли к такому заключению, но Вы явно ошибаетесь. По Канту, аналитические суждения не могут быть апостериорными. А контингентные истины, по Лейбницу - могут.

Reply

gignomai December 22 2024, 07:53:53 UTC

Возможно, ошибаюсь. Подожду с окончательным выводом. Посмотрю, что еще говорит об этом Кант и, вернусь, если понадобится, к Лейбницу.

Reply

gignomai December 23 2024, 08:52:38 UTC

"Контингентный", как я понимаю, это случайный, противоположный необходимости, то, чего могло бы и не быть. Но у Лейбница нет такого; закон достаточного основания исключает случайности.

Reply

alexandrg December 25 2024, 10:10:24 UTC
33. Есть также два рода истин: истины разума и истины факта. Истины разума необходимы, и противоположное им невозможно; истины факта случайны (contingentes), и противоположное им возможно.
Монадология

Reply

gignomai December 25 2024, 10:52:29 UTC

Знаете, возможно, я туплю, но для меня все равно остается зазор между процитированным Вами пунктом и тем, как принцип достаточного основания излагается в пп. 36-39 для случайных вещей. У меня получается, что случайными они предстают нам потому, что мы не в состоянии охватить умом бесконечное число обосновывающих их причин, на самом-то деле они не могли быть иными, т.е. существуют необходимо. И это распространяется и на человека: свободу Лейбниц признает только в смысле независимости от внешних причин, но не абсолютную, не произвол. Суммирую: все предопределено своими основаниями, которые, если нам неизвестны, то мы воспринимаем как случайность.

Reply

alexandrg December 25 2024, 14:58:06 UTC
Для тех систем мысли, которые признают онтологичность свободы, нельзя отождествлять «неслучайное» и «необходимое». Потому что само понятие «свобода» нельзя определить иначе, чем через двойное отрицание: как случайности, так и необходимости.

Принцип достаточного основания у Лейбница говорит о том, что истины факта «случайны» не в смысле онтологической беспричинности, а в том смысле, что они при своей НЕнеобходимости имеют под собой основание, т.е. неслучайны в первом смысле.

«И как Бог всегда неумолимо, но не необходимым образом побуждается к наилучшему (иначе, чем в силу моральной необходимости), так и мы всегда неустранимо, но без необходимости определены к тому, что на нас более всего влияет, и поскольку противоположное этому не содержит никакого противоречия, то не было ни необходимым, ни существенным, чтобы Бог вообще сотворил что-либо или, в частности, сотворил наш мир, хотя его мудрость и благость и побуждали его к этому». Письмо Косту

«4. (…) Ибо следует различать абсолютную и гипотетическую необходимость. Далее, нужно различать логическую, метафизическую или математическую необходимость, имеющую место там, где противоположное включает в себя противоречие, и моральную необходимость, согласно которой благоразумный выбирает высшее благо и каждый дух следует преобладающей склонности.

5. Гипотетической необходимостью является та, которая полагается в будущих случайных событиях предположением или гипотезой о предвидении и предопределении (preordination) Бога. И ее необходимо допускать, если не хотят, как это делают социниане, отрицать у Бога это предвидение, а вместе с ним провидение (providence), управляющее и руководящее вещами в подробностях.

6. Однако ни это предвидение, ни предопределение никак не вредят свободе. При выборе между различными рядами вещей, между различными возможными мирами Бог выбрал, согласно высшему разуму, тот определенный мир, в котором свободные существа принимали бы то или иное определенное решение, хотя и без его содействия. Этим он заранее определил точно и раз навсегда все события, не нарушая в то же время свободу этих существ. Ибо такое простое предписание выбора абсолютно ничего не изменило в сущности свободных натур, которые он видел в своих идеях, а лишь перевело их в действительность

7. Моральная необходимость также мало мешает свободе, ибо если мудрец, и прежде всего Бог (высочайший мудрец), выбирает наилучшее, то он от этого не становится менее свободен; наоборот, самая совершенная свобода скорее состоит именно в том, чтобы ничто не мешало действовать наилучшим образом. Когда другой выбирает то, что ему кажется высшим благом и на что его склонность толкает его больше всего, то этим он по мере своих возможностей подражает свободе мудреца, иначе его выбор был бы слепым случаем.

8. Но добро, как истинное, так и мнимое, иначе говоря мотив, определяет склонность, не принуждая, т. е. не навязывая абсолютную необходимость. Если Бог, например, выбирает наилучшее, то все же остается возможным то, что он отвергает и что является меньшим совершенством. Если, напротив, то, что он выбирает, было бы необходимым, то всякое другое решение стало бы невозможным: это нарушило бы предположение, что Бог выбирает между несколькими возможными решениями, из которых, следовательно, никакое не содержит в себе внутреннего противоречия.

9. Однако, если говорят, что Бог может выбирать только наилучшее, и из этого заключают, что все то, что он не выбирает, невозможно, то этим смешивают понятия могущества и воли, метафизической необходимости и моральной необходимости, сущности и существования. Ибо все то, что необходимо, необходимо по своей сущности, поскольку противоположное включает в себя противоречие, но случайное, которое существует, обязано своим бытием принципу наилучшего как достаточному основанию вещей. Именно поэтому я говорю, что мотивы склоняют, не принуждая, и что в случайных вещах имеется уверенность и непогрешимость, но никак нет в них абсолютной необходимости». 5-е письмо Кларку

По большому счету, все это почти не отличается от традиционного христианского представления о соотношении Божественного предведения и предопределения, с одной стороны, и свободной воли сотворенных существ - с другой.

Reply

gignomai December 25 2024, 16:40:40 UTC

Спасибо большое, за подборку свидетельств о том, как это мыслил Лейбниц. Но дело в том, что я не могу не видеть здесь противоречия (как впрочем, признаюсь, и в том, что Вы назвали "традиционным христианским представлением о соотношении Божественного предведения и предопределения, с одной стороны, и свободной воли сотворенных существ - с другой").

Для меня необходимость есть то же, что неизбежность, т.е. то, отличного от чего не может быть. Есть необходимое, предопределенное - у вещей, не наделенных свободой. Есть свобода, т. е. вложенная в нас способность поступать в соответствии с волей Бога или уклоняться от нее. То обстоятельство, что эти наши поступки не беспричинны, имеют для нас основания, не отменяет того, что они могли бы быть и другими, т.е. не необходимы.

Повторяю. Допускаю, что я туплю, поэтому буду только рад, если Вы покажете мне, в чем я неправ.

Reply

alexandrg December 25 2024, 17:37:33 UTC
Извините, я не вполне понял, в чем именно Вы видите противоречие.

Свободные поступки не необходимы, да. Но в то же время и неслучайны.

Reply


Leave a comment

Up