Есть такое тихое упрямство и упорство в них, очень это по-русски. Может, для того они и живут на свете, чтобы помнили мы о Ермаке, о мечте русской, о сибирской вольнице, о том, что можно уйти от царя, от бояр, от подневольного труда… Плоды? Ну, вспомним успех экономический старообрядцев, протестантских сект в Америке, армянских и еврейских купцов (все это некие группы, упорствующие в своих религиозных с нашей точки зрения заблуждениях). Выжили эти группы, и даже процветают, и даже доминируют местами. И мораль у них всяко выше, чем в секулярном современном обществе. Но мне моя церковная истина дороже, пропаду я без нее. И родина без нее пропадет.
Спасибо и за этот ответ. И в этот раз очень близко к тому, что я думаю и чувствую. У меня-то ни на секунду мысли не было к ним присоединяться, даже душевно (хотя они, кажется, мое благожелательство понимали именно как движение в их сторону). Но, знаете, когда смотришь на Россию в целом, то уже оцениваешь все не только с чисто церковной, а как бы с государственной точки зрения (император Николай I как-то сказал, что он царь не только своих православных подданных) и начинаешь ценить роль в ней старообрядцев и других "позитивных" раскольников...
Я думаю, что если бы Вы побывали в "Небесном Граде" у самого Виссариона, речи Ваши были бы другими. А так Вы видели только "сказку", окрестность. В 1992 он провозгласил (или его, неважно, он не запретил этого делать) Христом Вторым. В 1993 съездил в Америку и вскоре объявил "конец света" к 1995. Но пророчества его не сбылись. И Христа из него не вышло. Я вспоминаю свою киевскую знакомую, очень хорошую, умную, озаренную, которая стала последовательницей Виссариона (шел 1993) и, показывая мне его фото, горячо говорила: "Это не человек! Посмотри в его глаза". А в глазах у него горели два ледяных алмаза. Две черных дыры. А она продолжала: "Иисус - имя плоти... А Логос - теперь воплощен в нем". Виссарион был тогда в Киеве (где и жила подруга, я был у не в гостях). Она меня звала к нему. И мне был голос в сердце: "Не надо". Я и не пошел. Так вот, неужели Вы видите что-то хорошее и здравое в том, что многие и многие потянулись к такому вот лже-Христу? Сказками меня не кормите, я их много слышал и видел.
Дорогой hoddion! Мы с Вами в этом обмене репликами, который не складывается в диалог, выступаем в разных жанрах. Вы мне про то, что учение Виссариона - бред. Так я это знаю. Но мне за долгую жизнь много встречалось в жизни людей, державшихся бредовых убеждений, и делавших в жизни немало добра. Я сейчас не о самом Виссарионе. Виссариона и его глаз лично не видел, и ничего о нем говорить не буду. А людей, о которых писал, видел, разговаривал с ними, свои впечатления и мысли-вопросы, которые у меня в этой связи возникли, я и сообщил. Я не проповедую, не призываю, а размышляю вслух. Мне жаль, если эти мои публикации вызвали у Вас чувство отвращения, но, как сказал кто-то из наших предков, еже писах - писах.
У Вас невольно получилась апологетика общины и жизни Виссариона в чистом виде. А на вопрос: может ли человек, находящийся в прелести, творить добро, я однозначно отвечу: нет. Рано или поздно это добро обернется злом.
Могу только пожать плечами по поводу "апологетики в чистом виде". Будет случай - продемонстрирую, как выглядит моя апологетика :). А Ваше суждение о невозможности творить добро в прелести в целом, пожалуй, принимаю, но с 2-мя оговорками: 1) в реальной жизни творимое большинством людей смесь добра и зла, 2) я предпочитаю не умозаключать от прелести к недобру, а видеть и добро и зло своими глазами - что я делал в этом случае.
Но ведь можно быть царем не только своих православных подданных, и, однако, строить политику в соответствии с тем, что царь - сам - православный? Это, конечно, в идеале совсем не означает применения насилия к неправославным подданным, их угнетения и т. п.
Абсолютно согласен! Но именно поэтому политика православного царя должна учитывать различия между неправославными и одних поощрять, к другим быть нейтральным, а третьих в меру допустимого законом и христианским милосердием теснить.
Но ведь можно быть царем не только своих православных подданных, и, однако, строить политику в соответствии с тем, что царь - сам - православный? Это, конечно, в идеале совсем не означает применения насилия к неправославным подданным, их угнетения и т. п.
Reply
Reply
Виссариона, речи Ваши были бы другими. А так Вы видели только
"сказку", окрестность. В 1992 он провозгласил (или его, неважно,
он не запретил этого делать) Христом Вторым. В 1993 съездил
в Америку и вскоре объявил "конец света" к 1995. Но пророчества
его не сбылись. И Христа из него не вышло. Я вспоминаю свою
киевскую знакомую, очень хорошую, умную, озаренную, которая
стала последовательницей Виссариона (шел 1993) и, показывая
мне его фото, горячо говорила: "Это не человек! Посмотри в его
глаза". А в глазах у него горели два ледяных алмаза. Две черных
дыры. А она продолжала: "Иисус - имя плоти... А Логос - теперь
воплощен в нем". Виссарион был тогда в Киеве (где и жила подруга,
я был у не в гостях). Она меня звала к нему. И мне был голос
в сердце: "Не надо". Я и не пошел. Так вот, неужели Вы видите
что-то хорошее и здравое в том, что многие и многие потянулись
к такому вот лже-Христу? Сказками меня не кормите, я их много
слышал и видел.
Reply
Reply
Виссариона в чистом виде. А на вопрос: может
ли человек, находящийся в прелести, творить добро, я однозначно отвечу:
нет. Рано или поздно это добро обернется злом.
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Leave a comment