Из «Монадологии», небольшого текста - 90 нумерованных тезисов (Это №№ 10-12):
«Я также принимаю за бесспорную истину, что всякое сотворенное сущее подвержено изменению - а следовательно, и сотворенная монада, а также что это изменение в каждой монаде непрерывно.
Из сказанного следует, что естественные изменения монад происходят в силу внутреннего
(
Read more... )
Но, кроме принципа изменения, должна существовать еще некая деталь того, что меняется (un detail de ce qui change), которая производит, так сказать, видовую определенность и разнообразие простых субстанций."
Это перефразировка старинного тезиса Аристотеля о роде и видовом отличии, которое было общим местом в схоластике. Лейбниц, разумеется, - тот философ, который в наибольшей степени воспринял от схоластики - среди философов Нового времени. При изменении монады под влиянием внутреннего принципа изменения это изменение проявляется в изменении хотя бы одного свойства монады, которое может быть названо видообразующим отличием. Это отличие состояния монады после изменения от состояния до изменения.
Про "пытаются сказать" - наверное, неуклюже выразился. Как мне представляется, Лейбниц пытается таким образом выразить мысль об изменении, находящем выражение в видообразующем отличии.
Я не помню сейчас Монадологии, давно читал - насколько помню, о Я там ни слова. Н это я на память, может быть, ошибаюсь.
Reply
Спасибо большое. Т.е. Вы так понимаете, что эта "деталь" - на каждой новой ступени разная, но везде выполняет функцию отличения монады от других.
Буду дальше читать и еще вдумываться. Да, нужно вернуться к Аристотелю, посмотреть как это у него.
О "я" ниже говорится в связи с рефлексией: 30. Равным образом через познание необходимых истин
и через их отвлечения мы возвышаемся до рефлексивных актов, которые дают нам мысль о том, что называется «я»
Reply
Присоединяюсь к твоему собеседнику: détail здесь значит "часть", "особенность".
Reply
Пока не вполне непонятно. Но буду вникать.
Reply
Leave a comment