Прочитал On Denoting Расселла, где он критикует Мейнонга и Фреге. Критика первого, в общем-то, понятна и не очень интересна. А вот критика второго замысловата, понималась мною с трудом (вроде понял, но, возможно, не вполне).
Суть там вот в чем. Как устанавливается истинность суждения? Привычный ответ: по соответствию объекту, о котором оно. Вроде
(
Read more... )
Reply
"Так не все же помысленные объекты должны существовать! " Ваша вторая фраза как бы подразумевает, что есть и такие объекты, которые всё-таки существуют! Но , насколько я помню, Вы всегда утверждали обратное .
Если Вы согласитесь, что обънекты , конечно же, не существуют, то тогда третий вопрос: в чём разница несуществования, скажем, "самого большого натурального числа" и любого другого?
Reply
Конечно. Если сложить реально золотую гору, то она будет существовать и субьектно.
Разные типы бытия вовсе не исключают друг друга.
==Но , насколько я помню, Вы всегда утверждали обратное .
Нет, конечно.
1) Вы путаете контексты. Мы же говорим о Фреге и Расселе, а не о Дубровском :)
2) Объекты не существуют в том смысле, что обьектное бытие различается с субьектным. Они существуют (как объекты) в действительности мышления (понимания). Но это, конечно, не мешает им в общем случае существовать и субьектно - как непосредственно данными или, скажем, как обеспеченными доказательством существования в математике.
Reply
Всё понятно, кроме этой фразы (поэтому вполне может быть , что ничего непонятно). Математический объект - он что, существует, согласно Вашему утверждению, субъектно? Разве здесь не "действительность мышления", т.е. объектное бытие?
Reply
Reply
Reply
Если схоласты различали обьектное и субьектное, то теперь есть ещё и естесвенно-научное бытие, и математическое, и, наверное, ещё какие-то.
Они задаются способом верификации/фальсификации.
Для традиционного субьектного - опыт восприятия, для научного - эксперимент, для математического - доказательство.
Для упрощения я просто объединил в субьектное все противостоящие обьектному, которое как раз не требует верификации - помыслить можно что угодно (другое дело - надо ли это делать, уместно ли :) )
Как я понимаю, в СМД-методологии терминологически это различение объективации (редактор упорно сопротивляется этому слову :)) и онтологизации. Если рузультат первого - помысленный обьсект (схема, помысленная как обьект), то во-втором - мы уже придаём помысленому объекту некое независимое от мышления существование, и, конечно, должны это как-то обосновать.
Reply
"Как я понимаю, в СМД-методологии терминологически это различение объективации (редактор упорно сопротивляется этому слову :)) и онтологизации."Да, это мне нравится! Тут вопросов никаких. Замечу в скобках, что в такой ( ... )
Reply
Нет, рассуждение ведётся на идеальном объекте (объектах), конечно.
Нарисованный треугольник есть только изображение идеального.
И любое мышление ведётся на идеальных объектах, то есть в действительности мышления, объектом бытие.
Здесь речь о том, что это обьектное бытие может быть так или иначе организовано и снабжёно тем или иным механизмом онтологизации (верификации). Для математики - это доказательство, например. После чего объекты получают "дополнительное" бытие и независимое в некотором смысле существование - "значение" в терминологии Фреге, а не только смысл.
Reply
Да, кстати, полностью согласен с тем, что у Фреге " значение" - это существование, тогда как смысл - производное понимания. Знаменитый фрегевский пример как раз это иллюстрирует: выражения "Утренняя звезда" и "Вечерняя звезда" различны по смыслу, но едины по значению. В этом и заключается обсуждавшаяся выше близость Щедровицкого Фреге - в очень близком (если не сказать одинаковом) понимании смысла, Хотя "значение" для ГП - иное и связано не с существованием, а со знаками. В этом главное отличие.
Reply
Ну, это уже вопрос терминологии и разных контекстов в разных языках. А в идейном отношении действительно близко.
Reply
Reply
Мыслить индивидуальный треугольник - это, скажем, измерять стороны и углы вот этого нарисованного треугольника, и потом что-то делать с полученными числами. Вычислять сумму углов, например. После
Это, вполне, возможно, но вряд ли это можно назвать мышлением математика. Математик, или даже ученик, осваивающий геометрию, не мыслят конкретных, индивидуальных треугольников, конечно.
Они мыслят идеальные обьекты.
Чертёж играет важную роль в геометрическом мышление. Это да.
По сути, научить мыслить геометрически, это значит - научить работать с чертежом.
Но чертёж здесь не субъект, не предмет непосредственного оперирования, а сложно организованный знак, изображающий систему идеальных объектов. И требуется как раз научиться оперировать этими идеальными объектами, их связями и отношениями - с помощью чертежа.
Reply
"Но чертёж здесь не субъект, не предмет непосредственного оперирования, а сложно организованный знак, изображающий систему идеальных объектов." Я с этим и не спорю, мало того, вчера ожидал, что именно так Вы и ответите. Моё возражение здесь таково: это, несомненно, существо дела, видимое из позиции методологической. В описываемой же перспективе (поздняя античность, Средневековье) , я думаю, называть чертёж знаком - нонсенс. Это для мышления методолога ) ничего нет легче, чем объяснить переход от изображения к объекту, поскольку у него есть, скажем, соответственное понятие отнесения, а для людей иной эпохи переход от чертежа к идее должен быть обоснован иначе: для них нарисованный треугольник - реально существующий. Заметьте, в этом именно смысл обязательного именования ( ... )
Reply
Reply
Впрочем, можем попробовать на "дискурс.ру" более развёрнуто это обсудить.
"Но принципиальное устройство мышления, я думаю, не изменилось."Э, тут, полагаю, есть не очень заметная, но очень важная тонкость: одно дело устройство мышления, другое дело - его интерпретация. Мышление идей устроено и у Платона , и у Аристотеля одинаково ( в конце концов , неслучайно последний - ученик Платона, ( ... )
Reply
Leave a comment