Из доклада Г.П.Щедровицкого "О программе Зиновьева" (1975 г.).
Изменение взглядов мыслителя охватывает как расширение традиции, так и те трансформации, преобразования, которые происходят под воздействием социокультурной ситуации, в ходе его дискуссий с другими, в ходе отражения каких-то моментов этой ситуации. Это второй момент, наряду с расширением традиций, входящий в изменение взгляда. Возможно, что представление об изменении взглядов мыслителя будет и дальше дифференцировано, и мы сможем вычленять там разные механизмы, влиявшие на изменение взглядов. В частности, когда мы будем изучать эволюцию взглядов В.Ф.Асмуса, то мы должны будем зафиксировать в качестве одного из таких моментов изменение социального климата, который заставлял его в определенные периоды либо признавать диалектическую логику и критиковать формальную логику, либо вообще отказываться от символической логики и объявлять ее буржуазной выдумкой, а потом через 5-6 лет менять кардинальным образом свои взгляды на, казалось бы, противоположные.
Костеловский. А это не оказывается выходом за пределы содержания в какую-то другую область, вроде социологической?
Щедров. Дело в том, что никто из названных авторов не продается. Это надо понять. Даже когда он пишет…
Костел. Зачем же так грубо?!
Щедров. Вот именно. Даже когда он начинает писать то, что, казалось бы, противоречит его взглядам, вчерашним или позавчерашним, то он ведь тоже приспосабливает эти взгляды под определенную ситуацию. Приспосабливает, и то новое, что получается, всегда несет на себе определенный смысл и определенное содержание. Например, смена взглядов Асмуса от его работы "Диалектический материализм и логика" 1924-го года к работе "Диалектика Канта" 1929-го года - короткий период, - привела Асмуса к новым, очень интересным положениям. По сути дела навязанная ему извне, за счет социального климата, концепция, обогатила его собственные представления и заставила его продвинуться далеко вперед.
Для психологов я мог бы привести другой красивый пример. Вся теория ориентировки появляется после павловской сессии Академии мед. наук, когда заниматься психологией было нельзя, а надо было заниматься физиологией, и психологи, такие как Запорожец и др., должны были придумать новую тематику. Так родилась ориентировка, которая и до сих пор используется и считается важным понятием.
По-моему, это относится ко всей советской эпохе в философии. Философы, сохранившие желание философствовать, вкус к этому, извлекали из ситуации идеологических ограничений и прессинга какие-то творческие возможности... ММК - выдающийся, но не единственный пример этого.