На современном историческом этапе многими русинскими активистами ощущается необходимость выработки собственной национальной идеологии, которая скрепляла бы русинское движение. Разговор о национальной идеологии невозможно начать без определения самого этого понятия. Единого и общепринятого толкования этого термина нет. В широком смысле национальная идеология - это система взглядов, основанная на принципах общности этноса и приоритета его интересов во всех сферах общественной жизни, а также теоретически оформленная концепция, направленная на национальные проблемы, национальные интересы, национальные ценности.
Чтобы оправдать притязания на власть, добиться подчинения общественного мнения собственным идеям, усилить национальное самосознание и расширить ряды национального возрождения - важна выработка собственной русинской идеологии. Для этого русинскому движению необходимо создать собственные критерии оценки русинской истории, настоящего положения, а также выдвинуть для массы особый позитивный образ будущего политического развития. Для обеспечения существования народа нужно утвердить определенный пример деятельности, который будут организовывать члены национального движения, поэтому главная цель выработки русинской идеологии - добиться целенаправленных действий сторонников национального возрождения.
Идейное единство всегда сплачивает людей, формирует политическое сообщество, способствует возникновению чувства коллективного сознания. Национальная идеология может способствовать интеграции народа вокруг культурных, политических, лингвистических или каких-либо других ценностей. Особенной идеологической функцией может стать легитимация политического власти или ее отдельных институтов, она может заставить население мобилизоваться против современного положения русинского национального меньшинства.
Повлиять на население Закарпатской области целесообразно с помощью определенной стратегической перспективы - национальной идеи, которая определяет смысл существования народа. Если народ быстро проникнется такими идеями, в значительной степени это облегчит возрождение русинской национальной самоидентификации из ее нынешнего состояния в Украине и других странах, где сегодня проживают русины. Национальная идея с одной стороны, это единая собирательная идея, а с другой стороны, это совокупность идей. В качестве собирательной базовой идеи национальная идея отражает сущность национальной концепции. Однако, поскольку в реальности на эту базовую идею нанизываются различные этнические, экономические, социальные, политические, культурологические и иные идеи, то по существу любая развернутая национальная идея выступает как совокупность идей. Таким образом, русинская национальная идея может выступать как в виде одной базовой идеи, так и в виде комплекса взаимосвязанных идей. Конечной ее целью является выбор более прогрессивных путей и направлений дальнейшего развития, необходимо, чтобы русины осуществили самоанализ, определив все свои исторические приобретения и утраты, нравственные, духовные и интеллектуальные ресурсы. В национальной идее должны быть заложены принципы ускоренного совершенствования и развития тех сфер деятельности, которые в силу множества исторических причин развиты либо слабо, либо же недостаточно хорошо.
Без национального самосознания национальная идеология никогда не будет существовать реально. Жителям Закарпатской области, прежде всего, нужно твердо определиться с этнической принадлежностью. Из-за вековой украинизации и навязывания русинам принадлежности к украинцам, а также из-за запрета русинства во времена коммунистического режима - русинская самоидентификация стала невозможной, а иногда и просто опасной. После присоединения Подкарпатской Руси к УССР, в паспортах всем русинам автоматически записывалась национальность «украинец». Ускоренными темпами были сфальсифицированы свидетельства о рождении, в них говорилось, что все жители Закарпатья родились в Украине (а не в Австро-Венгрии или Чехословакии) и поэтому являются украинцами по национальности. Все школы были срочным образом переведены на украинский язык. Для усиления украинского влияния в крае государство всячески поддерживало переселение этнических украинцев из центральных районов Украины, особенно с педагогическим образованием. В частности, в конце 40-х годов в школы Закарпатья из Центральной Украины и Галичины было направлено 2100 учителя для украинизации русинских учеников. При поддержке советского руководства приезжие быстро возглавили в Закарпатской области практически все органы власти. Чтобы удержаться на своих должностях, многие руководители различных уровней из числа русинов стали конкретными делами доказывать, что они якобы этнические украинцы.
Современная украинская власть также сделала все, чтобы подавить русинское национальное возрождение, и в 1996 году принимает печально известный «План мероприятий по разрешению проблем украинцев-русинов». Документ предполагал ряд мер, направленных на укрепление позиций украинизации Закарпатья (язык, культура, подбор кадров и др.), интеграцию его населения в социально-политическое и духовно-культурное пространство Украины, то есть официальный Киев провозгласил политику ассимиляции русинов в украинской этнической среде.
Данная политика обуславливалась тем, что сразу после обретения независимости перед Украиной встал вопрос национального строительства. Официальный Киев попытался создать единую национальную общность и не обращал внимания на этнические или лингвистические особенности многононационального населения. Ради создания этой общности проводилась государственная политика ослабления этнических особенностей и интересов людей в разных регионах Украины. В начальный период независимости украинским руководством был взят курс на использование самого многочисленного коренного этноса - этнических украинцев, в качестве ведущего фактора создания единой нации. Однако политика абсолютизации прав ведущего коренного этноса затормозила формирование единой политической нации из всех граждан разных национальностей, дестабилизировало межэтнические отношения. Несмотря ни на какие попытки украинского руководства, сделать государство мононациональным не удалось, на территории Украины и сегодня живут несколько общин с различным этническим самосознанием, языком, взглядом на историю и культуру, среди них находятся и русины. Дальнейшее игнорирование проблем между этнорегиональными группами на Украине может спровоцировать тотальный политический и национальный кризис. Единственный выход - дать возможность национальным меньшинствам нормально развиваться, свободно выражать свои этнические особенности, политические и идеологические предпочтения.
Выражать содержание русинской национальной идеи можно в разных формах, например, в художественных образах. Художественная форма информации наиболее кратка и доходчива в силу применения характерных для искусства особенностей выражения и восприятия информации. Кроме художественной формы можно национальную идею выразить и в публицистической и в строго научной форме. Однако, публицистика, также как и художественное творчество, слишком не точна и не дает возможности систематизировать идеологические материалы. Наиболее полно, точно и однозначно выразить общее мнение о широком спектре идей лучше всего научным способом работы с информацией.
Русинскому движению для самого своего существования и превращения из населения без четкой национальной идентификации в осмысленный народ необходимо заботиться о культурном единстве. Поддержка национальной культуры ведет к повышению престижа этнической группы на международном уровне, и как следствие этнос получает возможность пользоваться своим заработанным престижном в других областях. Так как любое национальное возрождение рождает свою особую культуру, очень важно, чтобы в русинском движении были люди, которые будут слагать песни, писать литературные произведения, посвященные политической и культурной борьбе русинства за существование. Проблема единой кодификации русинского литературного языка, а также давление со стороны украинских властей - делает проблематичным массовые издания подобного рода произведений, поэтому очень важно обратиться к классикам русинской мысли - к предводителям русинского народа прошлого, которые в своих трудах показывали борьбу русинов. Работы А. Духновича, А. Добрянского и других деятелей русинского возрождения внесут особый вклад в формирование национальной идеи. Поскольку национальная идеология представляет собой целый комплекс идей, с учетом современных способов получения, сохранения и передачи информации для достижения эффекта наиболее полного, точного и однозначного ее понимания формой систематизированного письменного изложения национальной идеологии обязательно должна стать документальная форма.
Общественно-исторический опыт показывает, что многое в жизни этнической группы зависит от политических лидеров. Способность таких лидеров оценивать ситуацию и указывать направление движения играет существенную, а иногда и определяющую роль в политическом и культурном развитии народа. Поэтому особенно важно присутствие в русинском движении людей, которые полностью и бескорыстно посвятили бы себя русинскому национальному возрождению. Нужна достаточно многочисленная русинская политическая элита, особый класс ответственный перед обществом и русинским народом, живой, неотъемлемой частью которого этот класс себя считает. Элита готовая искренне трудиться и, если надо, жертвовать во благо своего народа. Эти люди должны показать, что только они являются выразителями его базовых чаяний. Можно предположить, что костяком этой группы могла бы стать сильная личность, обладающая набором волевых и организаторских качеств. И эта идея, несмотря на многочисленные провокации, активно пробивает себе путь в русинском движении.
Сформулируем некоторые выводы. Сегодня приходится констатировать продолжение политики дискриминации центральных украинских властей по отношению к русинскому народу. Эта политика носит ярко выраженную направленность на ползучую ассимиляцию русинского меньшинства. Из современного состояния, в котором находятся русины в украинском государстве, может вывести только выработанная русинская национальная идеология - осознание народом своего прошлого, настоящего и место в будущем развитии человечества. Выработка русинской национальной идеологии важна из-за того, что если ее не будет существовать, то русинам всегда, как слабому этносу без четкого плана развития и самоидентификации, кто-то сильный извне будет постоянно навязывать свои идеи. Данные вопросы необходимо поднимать для сохранения русинского народа и осознания каждого жителя Закарпатской области личной ответственности за свое будущее.
__________
Григорий Миронов, редактор сайта
rusinistika.com P.S. С ФЕЙСБУКА
Ко всему абсолютно верно изложенному автором материалу следует добавит, что принципиальные подходы русинской национальной идеологии давно выработаны. В ее основе лежит стратегическая задача- создание на земле предков суверенного независимог…о государства, где русины могут править по образу и подобию своему. Быть хозяевами на родной земле и строить свое будущее с перспективой оставить наследникам процветающую, успешную среди народов ее окружающих Подкарпатскую Русь...
"Русинский вопрос" уже неоднократно стоял на повестке дня решения глобальных мировых задач (1919, 1939, 1945, 1991 гг.), уверен, мир им и сегодня уже беременный. А раз от "встал", его придется решать. Желательно цивилизованным образом...
http://grigmironov.livejournal.com/11671.html Для мирового сообщества пришло время мирного решения проблемы "Галичина".Украина не способна решить Открытое письмо-обращение к делегатам и участникам 11-го Мирового Конгресса русин. Украинская судебная Кама Сутра САЙТ ПОДКАРПАТСКАЯ РУСЬ