Александр Субботин Разработка стратегии региона.

Jun 13, 2011 14:25

Довелось мне участвовать в заседании группы разработки стратегии региона. В связи с услышанным, у меня начали складываться некоторые соображения по поводу услышанного, связанные с определением стратегии как эффективного инструмента субъекта развития или, напротив, разрушения, деградации "стратегируемого" объекта.
Постараюсь выразить эти соображения в серии небольших, связанных между собой "заметок на полях".
Хочешь править народом-будь им.Переделать весь мир просто-изменяйся сам.

Понятие стратегии связано с понятием субъекта стратегии. Пожалуй, речь идёт даже о разумном субъекте. У чайника и у лопаты - как инструментов, утвари, стратегии нет. Хотя, постойте, - есть предназначение, а это уже что-то с ней, чьей-то стр…атегией, связанное.
Минимальным, элементарным субъектом стратегии, пусть и небольшой, может выступать человек, личность. Свойством личности выступает её витальность - жизнь. Ядром, центром кристаллизации стратегии любого субъекта выступает его самосохранение, его безопасность. Несохранение жизни обращает субъекта в небытие. Так, распадаются семьи, ссорятся друзья, прекращают существование предприятия и государства.

Стратегии строятся сверху, а не снизу. В этом смысле, нельзя построить стратегию региона вне контекста стратегии страны, за его рамками. Чем призывает заниматься минэкономразвития. Нельзя строить большие планы на завтра и на большую перспективу, будучи на Титанике, идущем в никуда или тем более получившем роковую пробоину.

/Понятие стратегии связано с понятием субъекта стратегии.// - причем однозначно связано. Без субъекта нет стратегий. :-)

Если мы ведём речь о развитии региона, мы должны вначале обратиться к проблеме развития как такового, что это такое по своей природе.

Для этого, можно подняться на уровень развития страны, а сегодня неизбежно рассматривать уровни Евразии (что сложно вне контекста глобальных проблем). Имея на руках общепризнанный сегодня системный глобальный кризис, мы не можем заниматься стратегическим планированием в городке возле моря. Это пустое и бессмысленное занятие.

Из общих соображений: развитие - это существование объекта во времени. Тут интереснее частный случай развития - модернизация - которая есть способ существования социума в Современности.

Обращаться к проблемам экономического роста, отраслевым или региональным контекстам - это отрываться от канвы стратегии как долгосрочного проектирования.

Цивилизация - это воля к сосуществованию. Цивилизация - форма сосуществования людей во времени, то есть, форма, а значит, стратегия обеспечения безопасности человека через жизнь социума.

//Стратегии строятся сверху, а не снизу. В этом смысле, нельзя построить стратегию региона вне контекста стратегии страны,// - не правильно. Стратегия - это способ увязывания в относительно простой (для одной головы) клубок целей, ресурсов…, и действий субъекта. Т.е. стратегия может иметь место всегда, котда есть желание достичь каких-то целей. Другое дело, что стратегия должна включать в себя учет внешних обстоятельств - хотя бы на уровне анализа рисков.

Развитие - имманентная способность сложной системы, существующей и самосохраняющейся во времени.

Стратегия (уровня цивилизации) строится, исходя из своей миссии как стремления реализации себя в абсолютной (в чём-то иррациональной, с точки зрения сиюминутных интересов) системе координат, называемой религиозной доктриной или парадигмой…. Иначе говоря, стратегия - понимание и сознательная реализация процесса развития как осознаваемой (сознательной) способности общества к эволюции. То есть, стратегия есть имманентное свойство коллективного сознательного - общественного интеллекта.

Существует две парадигмы осуществления стратегии - разрушение среды и её созидание, строительство. Средой для индивида является социум, в котором он живёт, средой для страны и региона является цивилизация, средой для цивилизаций остаётся пределом глобальное сообщество, переживающее своё становление как субъект.

Это вопросы энтропии и негэнтропии. Энтропия - распад, разрушение, негэнтропия, рост упорядочивания структур, усложнения и развития систем, - это жизнь во всех её проявлениях.

Если рассматривать жизнь с точки зрения теории хаоса, то это тонкая плёнка самоорганизующихся нелинейных "неравновесных динамических структур", находящихся между полным хаосом (плазмой, газом) и полным порядком (кристаллом, "абсолютным нул…ём"). Эти самоорганизующиеся структуры являются и самопознающими структурами, и от этого сампознания их развитие и самоорганизация ускоряются во времени. Время при этом сжимается.
То есть, рассматривать проблемы жизни и её развития удобнее (точнее, единственно возможно) с точки зрения новой научной (когнитивной) познавательной парадигмы "включенного наблюдателя", о которой впервые в 20 в сказал Эйнштейн и развил эти взгляды Илья Пригожин. Ньютоновская, линейная парадигма входит в нелинейную Пригожина как частный случай.

По существу, стратегическая парадигма, влияющая на формирование и развитие социума, появилась много раньше, чем была осознана и названа. Она и сформировалась вместе с обществом, начиная от рода, племени, народа и до нации и цивилизации.

Системная стратегическая парадигма как познавательный принцип включает в себя религиозное мировоззрение и светскую науку, отделившуюся от религии. В светских, "постхристианских" обществах Запада и теперь России на месте религиозных ценностей оказались ценности наживы, получения благ.

Традиционное древнее христианское общество, известное нам как древняя крестьянская цивилизация Евразии, включала в себя Россию как составляющую основную базовую часть. Основой цивилизации являлось традиционное крестьянское хозяйство, ещё называемое натуральным.

Крестьянин со своей семьёй был одновременно хозяином своего хозяйства и работником. Все отношения строились внутри хозяйства.Риск, эксперимент, собственный труд, результаты труда, смекалка, убыток выстраивали внутренний мир этого хозяйств…а, воспитывали в хозяйстве личность, её мировоззрение. На каком-то этапе своего многотысчелетнего постепенного развития, крестьянская цивилизация стала христианской, сформулировавшей ценности, на которых выстроилась христианская цивилизация России и Запада.

Всё это сформировало индивидуальную рациональность, связанную с достижением цели через труд, через эксперимент и через творчество. Цивилизационные христианские ценности, архетипы сформировали - то, что мы называем нравственностью,- генетический код инстинкта выживания цивилизации как новой метасистемы, системы более высокого, социального уровня безопасности индивида.

- К теме стратегического проектирования, то есть, видения внешней удалённой цели и внутреннего  источника развития.

Старая парадигма привела нас к сведению всех своих устремлений к деньгам. К эскалации насилия - от семейного до глобального военного. Сложилась некая глобальная "квазирелигия денег". Ясно, что источником деградации общественного развития является ошибка - перекос в системе ценностей. Развитие, напротив, это только потенциал, единственная возможность двигаться вверх, одна из многих альтернатив, которую надо отличить от остальных путей - путей деградации; реализовать, и ещё знать как.

Чтобы реализовать, чтобы вначале найти потенциал развития, необходимо некое особое зрение, вИдение. Это такое видение, при котором мы видим не только неискажённую картину грубо физической реальности (известную как чувственное восприятие), но и сознание, наш "инструмент познания" настроен так, что мы можем отличать "тонкие вещи": хорошее от плохого, гармонию от хаоса, прекрасное от безобразного.

Современная парадигма мировосприятия (или когнитивный, научный метод) основана на жёстком, грубом материализме, на чувственном восприятии и чувственном опыте, что и привело нас, в конечном счёте, к деньгам ка символу физического, имущественного, вещественного богатства. Именно это стремление разрушает наш общий смысл жизни, мир духовный (о чём сейчас говорится много, и это признак движения в нужном направлении). Именно это разрушает наше правовое поле, что ведёт к бюрократизации жизни и разрушению нашей экономики, алкоголизации, наркотизации, вымиранию популяции. Ведёт к разрушению человека как личности и России как государства.Ведёт к транспортному коллапсу, причина которого в разрушении естественных горизонтальных социальных связей и замене их витиеватыми бюрократическими формальностями вырождающейся власти.

Парадигма (познавательный метод) как система ценностей, аттракторов остро нуждается в корректировке, в "парадигмальном сдвиге". Мы вынужденно констатируем, что в парадигму нужно включить, помимо индивидуального чувственного опыта, коллективный  духовный опыт, то есть, нашу систему архетипов, а по возможности, опыт всего человечества за всю историю его существования, основанный на предании, - на передаче его из поколения в поколение. Это то, что мы называем воспитанием. Эстетическим в раннем возрасте, далее, этическим, духовным, творческим, общесоциальным. На канву воспитания гармонично ляжет "светское образование, в том числе и научно-техническое, в нынешнем его смысле.

Это та парадигма, (первообраз любого нашего действия), которая называется холистической, синергетической, "парадигмой включённого наблюдателя". Это метод, который нас приводит к теории общественного интеллекта и к включению в процесс развития как восхождения к гармонии, творчества своей историисубъекта - как  самого человека, как совместной созидательной энергии его общества, так и Единого Бога как Творца всего и Абсолюта.

Задумаемся, почему имеют общие корни слова: творчество и Творец (Бог); действие, деятельность и дело (Деус, Бог); цирк, церковь и рынок (ринг) (круг, вращение), строительство, строение (троица), дух, дыхание, вдохновение, теория (Теос, Бог).

Речь идёт вовсе не о перечёркивании технического прогресса и обращении в лапти и в каменный век. А о самом смысле, направленности  развития, о предназначении, самоцели технического прогресса и совершенно новом  качестве жизни. Научившись понимать, жить "новой" парадигмой, более высоким качеством познания и  мировосприятия, общество воскреснет из сегодняшнего хаоса, самоорганизуется. Технический прогресс (и хозяйство как материальная сторона жизни социума) обретёт  качественно новую динамику развития. Время, было обратившееся вспять, вновь развернёт свою "стрелу" в направлении эволюции. Революция в переводе с латыни означает качественную перезагрузку, переосмысление жизни,  "возврат утраченных ценностей".

Стратегию  мы способны  выработать из единственного источника, которым обладаем как разумные существа и как цивилизация, совместная  воля к развитию - из совершенствования работы своего собственного разума и его неистребимой части - духа.

Других ресурсов, источников творческой мощности у нас просто нет.
1) Для начала надо определить масштаб ТОГО общества, которое ЗАХОЧЕТ НАУЧИТЬСЯ понимать, жить "новой" парадигмой, более высоким качеством познания и мировосприятия, чтоб воскреснуть из сегодняшнего хаоса - ОНО окажется весьма малым.
2) Боль…шинство самоорганизуется - взаимными соблазнами эгоизма, - на этом держится тоталитарный режим.
3) Так вот чтоб первое (меньшинство) получило власть над вторым (большинством) - этому меньшинству остается только завладеть методами финансового воздействия на большинство, а потом устанавливать свои ценности для всех - другого рычага власти нет. Это будет означать переход от дебильного тоталитаризма к благородному авторитаризму.
4) Ну а чтоб сделать народ вообще счастливым - этот авторитаризм должен будет дать возможность всем несогласным с его ценностями благополучно выехать за границу, оставить и принять в страну только согласных с этими ценностями. Тогда будут и ценности, и свобода на высоте.
Это будет означать истинную демократию - гуманизм.
Можете представить себе две оси координат: по вертикали снизу вверх возрастают ценности, по горизонтали слева направо - свобода. Точка пересечения осей делит плоскость на 4 квадранта. 1)Левый нижний (где мы сейчас) - тоталитаризм, 2)левый верхний - авторитаризм, 3)правый нижний - дебильная демократия, 4)правый верхний - истинная демократия(гуманизм).
Мы можем из 1-го выйти во 2-й - это хорошо, а уж получится ли из 2-го в 4-й - пока не вопрос.

Культурная деградация крайне привлекательна для массы и для власти.

Сделаться меньшинством, владеющим духовными финансами - можно и должно. Чтобы сделаться денежными мешками, нужно утратить человеческий облик.

Пожалуй, Павел, единственный путь наверх - просвещение, проповедь думающей части общества (на которой и держится общество как смоорганизация) и проповедь существующей высшей светской власти, мечтающей о своей легитимности. Силой добро не вн…ушишь, счастье насильно не всучишь, это то, что достигается самостоятельно. Ясно, что потребительство, тряпки создают только недолгую иллюзию счастья. Монополярная силовая система сама себя разрушает, и этот процесс имеет свой конец. Когда он случится - мы не можем знать доподлинно. Но он неизбежен, после чего наступит время подбивать итоги и выбираться из завалов. И выбираться из ямы. А из ямы - это уже только вверх, к свету. Для тех, кто что-то вообще способен понимать. А остальные - подтянутся.

Любая стратагема, направленная на получение частной прибыли, есть всегда антипроект. "Мейнстрим" либерал - экономизма это частное обогащение ценой общей моральной деградации. В конце этого антипроекта находится пустота.

1) Никто и не собирается внушать добро силой - просто Ваша проповедь почти никому не нужна. Падшим (но не отмороженным) людям нужен пример на ДЕЛЕ (и желательно от правительства, а не Ваша проповедь). Если правительство тоталитарное - оно …само себя не изменит. Его может только свергнуть другая группа.
2) Монополярная силовая система сама себя разрушает, и этот процесс имеет свой конец. Когда он случится - свершится Второе пришествие Христово, материальная Вселенная будет уничтожена - и там уже люди ничего решать не будут - только Бог определит, кому в Рай, кому в ад.

Имеющий уши да услышит. Мне нравится Ваша настойчивость, Павел.

Дела всегда были лучшей проповедью, чтоб поверили.
http://www.facebook.com/

Для мирового сообщества пришло время мирного решения проблемы "Галичина".Украина не способна решить

Открытое письмо-обращение к делегатам и участникам 11-го Мирового Конгресса русин.

Украинская судебная Кама Сутра

САЙТ ПОДКАРПАТСКАЯ РУСЬ

Александр Субботин, Павел Крупкин, Меморандум правительства РПР

Previous post Next post
Up