П.А.М. и Лефевр, где в конце я вспоминаю об одной логической задачке

Apr 08, 2023 22:13

vasilisk_ своей фразой про длинные циклы заставил меня думать в сторону Лефевра и Бурланкова, которых тоже надо бы сюда как-то подшить. Ладно, "Пять Адских Могуществ" и Лефевр ( 1, 2). Не особо нужный пост, но нужный, вот.

Четвёртое Могущество - бастион Первой этической системы по Лефевру. Компромисс лучше конфликта, нужно стремиться к компромиссу с людьми, а не со злом, добро сильней зла, цель не оправдывает средства, в разнообразии - сила, а победа - в умении договариваться. (Напоминаю, что у Лефевра Вторая этическая система является древней и изначальной, а Первая - поздняя и выросшая из христианства, гуманизации общества и прочего в том же духе.) В Четвёртом Могуществе будут герои Первой этической системы, но так же их святые и обыватели. Опять же, напоминаю, что в Первой этической системе герои миролюбивы, а обыватели агрессивны. Всё, как у социальных пауков... так, как выяснилось, об этом я забыл написать :-D.

[Да, ещё раз, у Лефевра обитатели его игрушечных замков делятся на святых, героев, обывателей и лицемеров, в порядке убывания этического статуса. Обычно мы имеем дело с героями и обывателями, и между этими категориями нет непроницаемой границы. Вся разница в том, что герой поступает, как надо, с точки зрения той или иной этической системы, а обыватель - как удобнее.]

Первое и Второе Могущество отвечают за Вторую этическую систему. Конфликт героичнее компромисса, компромисс со злом более приемлем, чем компромисс с людьми, добро само по себе слабее зла, цель оправдывает средства, в единстве - сила, победа - в борьбе.

Тонкость в том, что Второе Могущество репрезентует себя через святых Второй этической системы, людей, чей этический статус максимален в соответствующей системе. И это люди типа Ленина или Гитлера, яростные несгибаемые фанатики. Такие святые попали именно во Второе Могущество. Но помимо них, во Второе Могущество попало так же огромное количество обывателей Второй этической системы, которые, как раз, покорны, миролюбивы и готовы идти на компромисс и т.д., то есть наделены всеми обывательскими пороками.

А значительная часть героев Второй этической системы попала в Первое Могущество.

В этом плане стоит вспомнить, что у каждого Могущества есть что-то, что сближает его с каждым из оставшихся. Всего таких связей десять, но в тексте названы только три из них. "Первое Могущество сходствует со Вторым в том, что оба полагают, будто люди делятся на лучших и дурных, а у лучших превыше всего жалуют воинские подвиги".

И эти отношения симметричны, то есть, если развернуть, получается следующее. Второе Могущество тоже считает, что есть люди получше и люди похуже, а самые качественные люди - те, которые попали в Первое Могущество. Практически любая часть Второго Могущества должна узавать в Первом своих героических, но не просветлённых предшественников, героев, но, всё-таки, не святых. Свет истины обошёл Первое Могущество стороной, но, за исключением этого, Второе готово считать их за образец доблести и достоинства.

Христиане видят в Первом "множество славных рыцарей и князей со всей Европы" и самого Александра Македонского, величайшего из правителей и одного из величайших героев по мнению средневековых европейцев. Мусульмане видят там героев ранних завоеваний ислама и войн с крестоносцами. Спартанцы видят гераклидов, завоевавших Элладу, а то и самого Геракла, если у него был достойный исторический прототип. Китайцы - Гуань Юя, китайского бога войны (а по правую руку от него стоит Чжао Юнь, а по левую - Люй Бу). Немцы - древних германцев и совсем уж древних истинных арийцев. Советские люди - благородных индейцев, людей, заставших первобытный коммунизм, и всяких там прочих славных русичей; может быть, отдельных героев Гражданской, типа Котовского. И даже кимерсеновцы разглядят в Первом доблестных витязей туманного корейского прошлого.

Отсюда моя шутка про маггловский факультет Хогвартса, боготворящий положительных героев поттерианы. "Волшебники делятся на хороших и плохих, а из хороших лучшие те, которых распределили в Гриффиндор".

***

Как вообще, с моей точки зрения, появились эти ярлыки, Первое-Второе-Пятое? Попали все эти люди (все люди) в ад, их там что-то отсортировало по пяти корзинам-Могуществам. Одни говорят: у нас есть люди "такие древние, что это Могущество по праву гордится своим первенством и знатностью". Типа, мы первые по древности, доблести и благородству, поэтому давайте называть нас Первыми. Вторые с ними согласились и сказали: давайте тогда мы будем Вторыми, потому что мы были после вас.

При этом, в Третьем были люди, которые точно жили раньше любых представителей Второго, но Второе было намного многочисленнее и сильнее, поэтому Третье не стало педалировать этот момент. Зато "поздние народы с обоих берегов Атлантического Океана" сказали: мы точно жили после этих-третьих, так что давайте мы будем Четвёртыми.

Пятое вообще не обращало на это внимания, подобно тому, как они не стали заморачиваться с цветом своего флага. Я согласен с emerhweid в том, что они в своё самоназвание название вкладывали смысл "последние", "выходящие за грань", "10 по пятеричной".

***

Третье Могущество по Лефевру - это специфический случай, потому что Третьи точно не живут по Лефевру и не согласны с его выкладками. Там предпосылки совершенно другие. Но остальные воспринимают Третьих, как своих собственных обывателей, то есть людей, поступающих, как удобнее, а не как "правильнее". Не герои, одним словом. С точки зрения Первой этической системы (Четвёртого Могущества), Третьи слишком агрессивны, гневливы, мстительны и жестоки. С точки зрения Второй этической системы (Первое и Второе Могущества) Третье лишено внутреннего стержня и "булатности", они слишком легко гнуться и идут на уступки, слишком ценят комфорт и покой. Все видят в Третьем ухудшенную версию себя, которая либо слишком испортилась, либо недостаточно развилась. Третьи отвечают им взаимностью.

Пятое Могущество умудряется получать минимальный этический статус в обеих этических системах, они лицемеры-по-Лефевру и там, и там. Вторая этическая система видит в них "Ханаан", "Антимперию" (смесь Пятого и Третьего):

"На протяжении многих тысячелетий главным врагом Империи был Ханаан, в котором нашли свое совершенное воплощение все мерзости богопротивления и богоборчества, проявившиеся в мировой истории: ростовщичество, работорговля, содомский разврат, человеческие жертвоприношения, в частности детские. Одни эпохи приходили на смену другим, но Ханаан оставался все тем же, лишь искусно меняя своё обличье - Карфаген, торговые республики Италии, Нидерланды, Новый Тир - Лондон и Новый Карфаген - Нью-Йорк. (...)

Для торговых городов-государств Ханаана-Финикии была характерна антиимперская структура. Его жители не только изготовляли высоко ценившуюся в Древнем мире пурпурную краску - цвет царственности, - но и первыми в истории освоили наркоторговлю и коммерческую работорговлю с похищением людей. Именно ханаанские купцы выведи на международный уровень те бизнес-технологии (заимствовав кое-что из инструментария вавилонских ростовщиков), которые приносят богатство и олигархам современности" (*).

Первая этическая система видит в них ту самую Империю (смесь Второго и Пятого), наследников Ассирии и Рима, завоевателей, угнетателей, поработителей, конкистадоров-колонизаторов; проще говоря, агрессоров, убийц и насильников. Отсюда это " я не вижу разницы между Первым и Пятым" (воин = убийца). По Лефевру, статус героя чуждой этической системы равен статусу лицемера.

Обе стороны Пятого хочется проиллюстрировать цитатой из Кира Булычёва:

"Никто, даже самые близкие друзья не могли доверять Весельчаку У. Он даже родную мать продал в рабство на одну отсталую планету. Правда, это было в самом начале его карьеры, и потом, когда он разбогател, то вспомнил о маме и полетел на ту планету, чтобы выкупить ее обратно. Но оказалось, что мама к тому времени сама выкупила себя из рабства, стала королевой княжества Муравьиного Холма и встретила любимого сына так, что он и его корабль еле ноги унесли.

Весельчак У считал себя великим хитрецом. А если перехитрить было некого, то он садился сам с собой играть в карты и сам себя обыгрывал, при этом отчаянно жулил.

Совсем другим был его друг Крыс с мертвой планеты Крокрыс. Крокрысы всегда воевали, даже не знали другого занятия. Они воевали до тех пор, пока не перебили друг друга, последние из них скрываются в темных подземельях. Крысу надоело бегать по подземельям, и он ушел в пираты. Из него получился самый холодный и жестокий негодяй в Галактике".

Подлый жулик-торгаш и злобный ветеран вечной войны, оба пираты, которым, цитируя Булычёва, "нужны деньги и драгоценности, роскошь и развлечения. Но больше всего - власть над миром".

И у высокоуровневых представителей Пятого Могущества подобная позиция является "героической", то есть они так себя ведут по принципиальным соображениям. Да, мне хотелось куда-то воткнуть этот клип:

image Click to view



(Это фанатская песенка от имени Джека Хорнера, персонажа очередного мультфильма про Кота в Сапогах; Джек Хорнер влюбил в себя фэндом своей абсолютной отмороженностью и аморальностью.)

***

И тут я случайно вспомнил, что я уже писал что-то подобное: Ведь Крокодил врёт даже во вред себе, подобно тому, как Слон всегда говорит правду, даже во вред себе. Это принципиальное, героическое поведение. Для того, чтобы всегда говорить неправду, Крокодил должен обладать адекватной рефлексией и объективно воспринимать происходящее вокруг. Крокодил в первую очередь заботится о том, чтобы поддерживать свой высокий этический статус (статус "Абсолютного Лжеца") в собственных глазах. Наверняка ведь были моменты, когда сиюминутная выгода требовала сказать правду или проявить милосердие, но нет, Крокодил никогда не шёл на уступки в вопросах совести.

Хо-хо-хо! Во-первых, зверей в логической задаче ПЯТЕРО. Во-вторых, я узнал, что эта задача существует как минимум в двух вариантах, и второй выглядит так:



И это тоже работает!

Слон или Лев - Первое Могущество; сила, благородство, правильность. Как на гербе Эсватини и в шахматах-"Конго": Если король - это лев, то слониха - это его мать или старшая жена. Хранители правил игры.

Черепаха или Жираф - Второе Могущество. Они всегда честно отвечают на вопрос, который задавали в прошлый раз, пытаются решить проблему, которая была актуальна на момент складывания той или иной сверхценнической идеологии. Делает сегодня то, что надо было делать вчера, и что в большинстве случаев уже не нужно было делать. Жираф ещё и в небо устремлён, а Черепаха всегда готова отгородиться от обыденной реальности.

Обезьяна или Попугай - Четвёртое Могущество. Символам глупости достались самые умные животные, со сложным поведением и орудийной деятельностью. Но Четвёртое Могущество непостоянно, оно реагирует на внешние сигналы, плохо понимает язык зверей и правила игры, как таковой, а поэтому просто воспроизводит услышанное или даёт случайный ответ.

Крокодил или Шакал - Пятое Могущество. Принципиальные сволочи. Эти как раз хорошо понимают правила игры, но отвергают их. И через это всё равно оказываются привязаны к игре: не было бы правды Льва, не было бы смысла и в лжи Шакала.

Крот или Ёж - Третье Могущество. Существа земли, подобно пуффендуйскому барсуку, и при этом протагонисты. Пытаются докопаться до сути и расставить всех зверей по ранжиру.

***

Дальше мои мысли ушли в сторону истинных тотемов Могуществ, которые задаются гибридизацией этих зверей. Но это получалось слишком похоже на планету Ламарка ( *), потому что именно там ежи и кроты близкие родичи медведям, барсукам и друг другу, и жирафо-черепахи там тоже были. Так что нужно искать какие-то другие краски.

Лефевр, Пять Адских Могуществ

Previous post Next post
Up