Зелёные: ретропанк и последние советские самураи ч.1

Apr 01, 2017 01:20

"Зелёные", попытка начать разговор

"Зелёные" - предпосылки, случайные мысли

"Зелёные" изначально возникли, как "левое крыло" жёлтой татибы. (Образно это можно представить так - ветвь советской идеологии и "советской религии", которая не сводится ни к коммунизму, ни к этно-религиозным традициям русского народа; авторитаризм без культа личности, потому что партия осудила культ личности.)

Развивались от жёлтой к белой, то есть в сторону большего доверия к людям, при сохранении упора на институты. Если людей слегка подтолкнуть, люди сумеют осознать, что такое правильно и что такое неправильно, и будут жить по совести. Как говорится, не за страх, а за совесть. Отсюда отказ от слепого вождизма, при неизменном уважении к старшим, к начальству.

От белой татибы "зелёных" отличает то, что они на самом деле не верят ни в какие в суеверия. Когда китайцы говорят, что благополучие потомков зависит от того, были ли предки похоронены с соблюдением канонов фэн-шуй, они в это верят. Это искренняя вера, как вера в то, что Рама - это седьмая аватара Вишну, или в то, что Тора была дарована людям Создателем и потому каждая буква там священна и значима. У "зелёных" отношение к таким вещам сугубо жёлтое, утилитарное. Представьте себе человека, который готов выбирать на между православием и исламом, ориентируясь лишь на то, какая религия больше соответствует его социальным целям (а цели заключаются, допустим, в "упорядочивании" и торможении прогресса). Очевидным образом, он не верит ни в то, ни в другое.

От жёлтой татибы "зелёных" отличает вышеупомянутое отсутствие культа гениального вождя и установка на соблюдение правил в любой ситуации, они уже чистые LN, лоуфул-нейтралы. Жёлтая татиба (LE) безусловно разрешает Вождю и его приближённым жертвовать любыми принципами ради финальной победы. "Зелёная" платформа утверждает, что принципы и правила должны быть одни для всех, сверху донизу, и что от принципов нельзя отступать, ни ради милосердия, ни ради того, чтобы избежать поражения и гибели.

"Зелёные" - это "Алармизм" на схеме fortunatus'а, убеждения вида "какие-то чудаки на букву м предохранители из человеческой цивилизации выкручивают, а нам, млять, приходится их обратно вставлять". То есть да, "лишь бы чего не вышло", но как сознательная, проактивная, деятельная позиция.

Общественный идеал "зелёных" - это аккуратный, контролируемый, медленный и осторожный прогресс, тотальный запрет на исследования и эксперименты в некоторых "опасных" сферах, которые потенциально могут повредить человечеству в целом. Человечество понимается, как чисто биологический вид, и это понимание распространяется на отдельных людей (киборг уже не человек, копия личности не личность). Резкое ускорение темпов развития само по себе воспринимается, как вред. Официальная идеология, социальные практики, сюжеты и мифы культуры должны быть прагматично сконструированы так, чтобы работать на утверждение, поддержание и интериоризацию этих принципов. В личной жизни надо проповедовать и практиковать скромность, трудолюбие, послушание, бережливость.

Образ развития, по этой схеме: Экспансия (экстенсивное развитие) + Восстановление. Консервативная революция, экспорт порядка, вторжение с целью восстановления разрушенного, починки сломанного, разминирования и демонтажа опасного. "Воссоздание" норм даже там, где их раньше не было.

Как ни странно, истоки взглядов "зелёных" можно отыскать в творчестве братьев Стругацких.

Затем... хотел процитировать один пост:

" В рамках так определяемой парадигмы, в истории СССР можно выделить следующие этапы:
1  1917 - середина 20-х: торжество Современности. Новые порядки массово изобретаются с нуля, и апробируются в общественной практике.
2  Конец 20-х - середина 60-х: Современность концентрируется в верхнем слое партийной и научной элиты (ЦК и АН). Остальным группам советского общества следует делать, «как сказано»; т.е. социальные порядки / институты и решения легитимировались «верхами».
3  Конец 60-х - начало 90-х: Современность уходит и из ЦК; внешней инстанцией легитимации решений «в верхах» все более становится «Запад». Для низов же таковой инстанцией остаются «верхи», которые у многих «продвинутых» замещаются все тем же воображаемым Западом напрямую.

В конечном итоге (80-90-00-е) практически все сообщества СССР / РФ ушли из Современности. При этом нельзя сказать, что они вернулись в Традицию, поскольку традиционные институциональные поля (т.е. аппробированные в длительной и успешной социальной эволюции) были практически ликвидированы «советским строительством». Легитимация решений / институтов в это время обычно осуществлялась ссылкой на внешний к людям / сообществам авторитет, в качестве которого очень часто выступает воображаемый Запад. Определим такую ситуацию термином «карго-модерн»".

Переделаем последнюю фразу:

Нельзя сказать, что они вернулись в Традицию, поскольку традиционные институциональные поля (т.е. аппробированные в длительной и успешной социальной эволюции) были практически ликвидированы «советским строительством». Легитимация решений / институтов в это время обычно осуществлялась ссылкой на внешний к людям / сообществам авторитет, в качестве которого очень часто выступает воображаемый Восток. Определим такую ситуацию термином «карго-архаика».

То есть, это не возвращение к собственной этнической традиции, а восхищение неким условным Востоком, которого, возможно, никогда и не было, и стремление воспроизводить его практики, как комфортные для человека, не пугающие его Современностью и прогрессом. "Ордусь", не знаю.

Что самое удивительное, манифест подобного движения был уже написан. Это "Шанс для динозавра" Громова. Когда я прочёл эту книгу, я был шокирован и рассказал об этом в ЖЖ, сразу связав тему романа (Европа и прогресс плохо, Азия и стагнация хорошо) с "Поздневековьем" fortunatus'а. Правда, Громов там перегибает палку, это всё ещё жёлтая татиба, но вектор, вектор...!

"- Я еще вернусь, Гухар! - кричал Барини, сменив адресата. - Ты дождись! Я еще посчитаюсь с тобой, с Сумгавой, со всеми вами! Ваш мир еще станет иным, это я вам говорю! Я вам покажу Новое время и модернизацию! Вы у меня и думать забудете о правах личности! Верность сюзерену до гроба! Огнестрельное оружие - запретить! После окончательной победы. Мануфактуры - разрушить! Переходы из сословия в сословие - затруднить максимально! Только по именному государеву эдикту. И без никаких! Вы у меня еще тысячу лет будете готовиться вступить в Новое время, и вы, возможно, будете готовы к нему, когда оно придет! Очень на это надеюсь. Вы научитесь самодисциплине, сучьи дети! Высшая доблесть - следование долгу! Высшая добродетель - послушание! Жесткая структура власти! Радетелей перемен - на кол! Вы у меня не будете очень уж счастливы, и ваши далекие потомки не будут чересчур счастливы, но они хотя бы будут жить как люди! И тогда никто не решится бурчать о конце истории, потому что это будет не конец, а только начало!.."

А через несколько лет я увидел в сети реплику, которую с тех пор стёрли, но я успел сохранить:

" Я считаю, что суть именно в централизации Китая. Китайские императоры контролировали всю свою экономическую эйкумену. Они стремились затормозить революционные инновации, чтобы сохранить сословный и классовый status quo.
В понятном смысле они были правы. Именно технологические инновации меняют строй и элиту переживающий технический бум страны.
Даже сейчас новые сетевые технологии позволяют совершать в странах перевороты. Национальный сегмент интернета во многом определяет политическую жизнь.
А если ты способен ограничивать технику и науку - значит ты способен сопротивляться таким вредным с точки зрения действующей элиты изменениям.
Надежда человечества состоит в том, что рано или поздно нами всеми будут управлять из единого центра, наша Земля станет тоталитарным или авторитарным миром.
Только тогда мы сможем ограничить развитие науки и техники, поставить ее под жёсткий контроль и уберечь землю от разрушающих Землю технологий.
Иными словами, опыт Китая - очень полезен.
Потому что именно европейский тип развития - это тип развития раковой опухоли.
Капитализм с его конкуренцией - это зло.
Для стабильного сохранения жизни на Земле в человеческом обществе не должно быть никакой конкуренции.
Только рациональный план развития всего человечества. И точка.
Именно поэтому США и Запад не могут быть центром всего человечества.
Они привыкли к либерализму и потреблению, а будущее Земли останется за авторитаризмом и ограничением потребностей".

Я тогда сказал, что это жёлтая татиба - какая же ещё? Но это уже была полноценная "зелёная", вырастающая из жёлтой.

Промежуточный итог. Мы говорим о людях, которые (в своих предельных проявлениях, "настоящих буйных мало") могут рассуждать о достоинствах традиционной китайской цивилизации в плане контроля за населением и подавления инициативы и инноваций. Которые будут восхищаться исламом, потому что и ислам, и христианство получили от античности крайне опасный информационный груз, но именно исламские страны сумели его эффективно разминировать, избежав взрыва; а в Европе, пусть через века, но рвануло. При этом, они одобряют христианскую идею монастырей - все опасные знания и потенциально опасных (грамотных) людей собрали в специальных центрах, за прочными стенами, подальше от простого народа. "Зелёные" фанатики будут на стороне антигероя фильма "Имя розы" - представьте, что вам необходимо сделать выбор между уничтожением последней известной копии "Некромоникона" и выходом книги в свет, где она сразу же разойдётся по рукам в куче списков. " А наша задача сводится к тому, чтобы реализовать эти запрещения и преграждать путь к утечке информации, ибо именно утечка информации в таких случаях сплошь и рядом приводит к самым жутким последствиям".

Они найдут добрые слова и для православной церкви. Чего стоил один запрет скоморошества и музыкальных инструментов! Вроде неочевидная мера, но в плане управляемого регресса общества невероятно точная.

И, в общем-то, они понимают советскую борьбу с лженаукой генетикой и попытки начать такую же кампанию против лженауки кибернетики (*), так как имеют перед глазами пример " фиолетовых" и " серых". Советские товарищи не осознавали, от какой судьбы они попытались спасти человечество, но чувствовали это на каком-то подсознательном уровне. От некоторых вещей действительно за версту несёт серой, прав был Рудольф Сикорски.

Такими были убеждения людей, стоявших у истоков "зелёного" движения, но, слава богу, им на смену постепенно пришли более умеренные товарищи. (В рамках тренда от LE к LN.)

( продолжение следует...)

сеттинг, татиба

Previous post Next post
Up