arishai в
блоге выкладывает фрагменты своего
эпохального труда, посвященного вопросам восприятия, взаимодействия разумного существа с окружающим миром и "невиртульности".
Помимо прочего, это отражает её интерес к феномену фотографии. Не могу сказать, что я в этом разбираюсь, не знаю, будет ли моя реплика в тему, но как-то совпало.
Вот фотография 1914 года, на которой изображён бельгийский бронепоезд в бою (если солдаты не бельгийские, пусть специалисты меня поправят) :
У меня острое ощущение, что фотография постановочная - мне сложно представить фотографа с треногой, который снимает эту сцену с крыши бронепоезда, под пулями. Как бы то ни было, она конкретна. Это цельное агитационное высказывание. Вот эти люди, они храбро сражаются с врагами отчизны, преграждая им путь залпами винтовок и огнём орудий, они все разные, но они объединены общей целью, и железный конь мчит их вперёд.
А вот та же фотография, перерисованная в 1915 году итальянским кубистом-футуристом
Джино Северини и ставшая его знаменитой картиной "Бронепоезд" ("Treno Blindato"), она же "Бронепоезд в бою":
И теперь это символ, краткое и ёмкое изложение идеи бронепоезда, как таковой; бронепоезд, как центральный образ мифа механизированной войны начала 20 века.
"...
нашумевшая картина Дж.Северини "Бронепоезд", воплощающая идею человека как "штифтика" в военной машине..."
"
Эта картина - известнейшая из футуристических изображений войны. Поезд с вооруженными солдатами предстает в своеобразном ракурсе. У Северини был уникальный наблюдательный пункт: окно его парижской мастерской выходило на станцию Денфер-Рошеро, так что он мог наблюдать движение поездов с солдатами, провиантом и оружием. Хотя Северини не был на фронте в Первую мировую войну, он последовал совету другого футуриста, Филиппо Томмазо Маринетти, "попробовать пережить войну живописно, изучая все ее фантастические механические формы".
Футуристы славили технику и считали Первую мировую войну, в которой для массового уничтожения применялись технические достижения индустриальной эпохи, важнейшим зрелищем нового времени.
Их восхищение скоростью, созданной механизмами, воплощено здесь в изломанном пейзаже, подчеркивающем мощь и энергию поезда, разрезающего пространство.
Бронепоезд в действии предвосхищает основной принцип более поздних вещей Северини: "образа-идеи", когда единый образ выражает суть определенной идеи. Пластические реалии войны - поезд, пушка, винтовки, солдаты - выступают здесь ее символами".
И если не знать, что это фотография, невозможно представить, что это изначально было фотографией, а не продуктом воображения художника.