Еврейская панорама. - № 12 (126). - Декабрь 2024 //
https://evrejskaja-panorama.de/article.2024-12.hroniki-glubokogo-tyla-dokumentalnaa-povest.html Евгения Вежлян. Хроники глубокого тыла: документальная повесть // Новый иерусалимский журнал. - № 70. - 2024.
В предыдущем же номере только что с вынужденной беглостью рассмотренного нами «Нового иерусалимского журнала» вышел текст, о котором необходимо поговорить подробно: документальная повесть о первых месяцах войны, начавшейся в Израиле в прошлом году, написанная русской израильтянкой Евгенией Вежлян, поэтом, литературоведом, критиком, при участии, как говорит автор, многих «жителей Израиля и не только».
Эта многоголосая повесть - прежде всего дневник: очень личный рассказ от первого лица о жизни (честного частного человека) внутри катастрофы, составленный отчасти из постов автора в Facebook в режиме реального времени. Время от времени они перемежаются чистой хроникой событий - почасовой, даже поминутной, - взятой из Telegram-канала Евгения Финкеля «News: Израиль и мир». Кроме того, текст составлен из комментариев, реплик, записей, постов виртуальных и реальных собеседников автора. Собственными комментариями Вежлян их не сопровождает - просто дает их услышать.
У самой повествовательницы тут как минимум два типа позиции - сменяющих друг друга, тесно взаимодействующих между собой, но разных: свидетеля и аналитика; личная и - насколько такое вообще возможно - надличная. Соответственно - два голоса: доверительный, взволнованный - и бесстрастный. Но они всё время просвечивают друг сквозь друга: даже там, где Вежлян говорит как хроникер и фактограф, она описывает события, их участников, их предметную среду с таким подробным вниманием, что это само по себе - оценочное суждение: о ценности всего этого - суетного, трудного, живого, хрупкого, единственного.
Но у нее есть и третья позиция, третий голос - философа: «Мысль, которую я думаю сейчас, созвучна скорее ветру за окном, отдаленному низкому гулу тяжелых самолетов, лаю бедуинской собаки в вади, чем ее собственным дефолтным настройкам. Сидишь и растворяешься в этих звуках, застываешь и становишься частью пейзажа, вернее - мира».
Ольга Балла-Гертман