Евгений Лейзеров. Жизнь, соразмеренная времени: Из биографий замечательных людей. - Ганновер: Семь Искусств, 2024 - 281 с. - ISBN 978-1-4457-3676-1
Еврейская панорама. -
9 (123) СЕНТЯБРЬ 2024 . =
https://evrejskaja-panorama.de/article.2024-09.zhizn.sorazmerennaya-vremeni.html [таинственным образом, на сайте этого текста нет, сказано, будто «запрошенная страница не найдена». Это я могу связать только с тем, что у героини обозреваемой книги был конфликт с эмигрантской средой и, возможно, её поэтому не хотят упоминать. Других объяснений у меня нет.]
Тему русско-еврейской эмиграции в Европе, её культуры, отношений внутри этого сообщества продолжает в нашем обзоре книга поэта и литературоведа Евгения Лейзерова (германский житель с 2002 года, автор и сам - один из активных участников этой культуры, уже более двадцати лет он ведёт у себя в Кобленце, в созданном им Литературно-музыкальном Салоне вечера, посвященные классикам российской словесности и музыки). Книга рассказывает о поэте, публицисте, эссеисте Ольге Бешенковской (1947-2006) - об одной из ярчайших фигур «ленинбургской», говоря её самоизобретённым словом, альтернативной литературы советского времени (с двенадцати (!) лет - с 1959 года и до Перестройки, почти три десятилетия, «профессионально работала “в стол”», как сказано о ней на сайте журнала «Семь искусств»), с 1992 года - культуры, создающейся на русском языке за пределами России (Бешенковская писала и по-немецки - среди десяти с лишним её поэтических сборников было и четыре немецких) - и одной из самых трагических её фигур: вполне вероятно, до смертельной болезни Бешенковскую довёл тяжёлый конфликт с эмигрантской средой, вспыхнувший после публикации её «Дневника сердитого эмигранта» (1998). «Её имя, - говорит Инна Иохвидович в своём эссе, включённом в книгу, - даже и сегодня, через уже многие годы после смерти, - и ещё раньше, после публикации “Дневника сердитого эмигранта”, разделяет людей, говорящих и мыслящих по-русски на два лагеря, её апологетов и столь же яростных противников. <…> незатухающие споры вокруг “Дневника” подогреты были ещё и предсмертным изданием книги Бешенковской “Травля”, что явилась как бы его продолжением, но где уже напрямую были названы имена и фамилии ныне живущих “новых” штутгартцев».
Эту историю автор в книге тоже анализирует. Но главное - перед нами первая подробная, основанная на множестве документов биография большого поэта.
Ольга Балла-Гертман