Каринэ Арутюнова. Два Авраама. - К.: Друкарський двір Олега Федорова, 2024. - 180 с. ISBN 978-617-8169-36-7
Еврейская панорама. -
9 (123) СЕНТЯБРЬ 2024 . =
https://evrejskaja-panorama.de/article.2024-09.dva-avraama.html О прозе Каринэ Арутюновой, писателя, поэта, эссеиста, художника, киевлянки армянско-еврейского происхождения, имевшей опыт жизни в Израиле и Польше (правда ведь, прекрасный набор исходных координат для того, чтобы быть всечеловеком?), мы писали уже не раз - и об отдельных рассказах (один из них, «Оскар Циферблат», кстати, вошел в ныне представляемый сборник): «ЕП», 2023, № 4), и о книге «Канун последней субботы» («ЕП», 2023, № 5). Новый сборник ее рассказов - книга памяти. Не о памяти, а самой памяти: той, что не устает делать прошлое живым, чувственным, - настоящим. И здесь это не личная память автора… или почти не она: иногда личная, от первого лица память как будто всё-таки проглядывает, - или это не она?..
Нет, дело куда шире и глубже.
Арутюнова говорит об исчезнувшей киевской еврейской жизни. Не то чтобы оплакивает ее (хотя, пожалуй, и так…), но выколдовывает ее из небытия: самую плоть этой жизни, в интонациях, в чувственных подробностях. Прежде всего - жизнь, уничтоженную Второй мировой, как в «Оскаре Циферблате», но и эмиграцией, и вообще ушедшую просто уже в силу неотменимой власти времени над нами.
«Никто не заметил, когда уехал последний еврей. Возможно, на последнем ночном трамвае или в последнем вагоне ночного метро - никто не заметил его, бредущего с пожитками вдоль путей, ведущих на загадочный восток, запад ли, - никто не вздрогнул, никто не всполошился, - шутка ли, всё-таки последний! Никто не заметил, был ли этот последний закройщиком, продавцом из галантерейной лавки, музыкантом, художником, заведующим секцией женского белья, секретным физиком или выжившей из ума старушкой. Если первый еврей и сто сорок первый уезжали громко, демонстративно, - со слезами счастья или вековой скорби в миндалевидных глазах, с битьем посуды, плачущими на перроне провожатыми, то этот, последний, ушел тихо, не провожаемый никем, ибо некому было провожать его».
Ольга Балла-Гертман