Дневник Элен Берр

Jan 24, 2017 03:11

Ольга Балла-Гертман

Еврейская панорама. - № 32 (55). - 2017




Элен Берр. Дневник. 1942-1944: автобиографическая проза / Пер. с франц. Н. Мавлевич. - М.: Albus Corvus, 2017. - 224 с. - Доп. тит. л. франц. - ISBN 978-5-906640-80-0

И всё же Элен Берр (1921-1945) - не «французская Анна Франк». Так её стали называть сразу же после того, как, через 63 года после гибели автора, дневник Элен был издан во Франции и вскоре переведён на три десятка языков мира. Общего с голландской девочкой, свидетельницей и жертвой тех же страшных времён, много. Обе вели честную, внимательную хронику одновременно и внешних гибельных событий, и своего внутреннего роста. Обе, умные, яркие, сильные, страстно любили жизнь. Обеих в одно и то же время убил один и тот же лагерь - Берген-Бельзен - только за то, что они были еврейками.

Но ситуация Элен - другая.

Куда больше общего у неё с Симоной Вейль. Нет, Элен не была философом и не собиралась быть - хотя не уступает философам ясностью мысли и видения, точностью высказывания. Тут приходит на ум и Лидия Гинзбург с её «Записками блокадного человека». Да, но Гинзбург во время блокадных записей - сорок лет, а Элен в оккупированном Париже - едва за двадцать.
Мыслящим свидетелем, свидетельствующим мыслителем, страстным и отчётливым этиком её сделала беда.

За три года - с апреля 1942-го по февраль 1944-го, - которые охватывают доступные нам записи Элен, она как будто успела прожить всю ту жизнь, что оказалась ей не суждена. От нежной юности - через зоркое надвозрастное всевременье - к чёрному, горькому предсмертью.

Если Анна Франк стала жертвой поневоле, то Элен Берр - подобно Вейль, по сути заморившей себя голодом из солидарности с узниками лагерей - принесла себя в жертву сознательно.
Семья Берров могла уехать и спастись. Некоторые её члены, брат и сестра Элен, так и поступили - и выжили. Элен с родителями осталась: уехать для неё означало предать тех, кто был лишён такой возможности и остался.

Эта неверующая еврейская девочка усвоила уроки Христа несравненно лучше, чем почти все вокруг неё, считавшие себя христианами.

"Еврейская панорама", история XX века, книги, 2017, дневники

Previous post Next post
Up