Великое Смешение
Выяснив определенно, что еврейский эзотеризм рассматривает все остальные народы как порождения “левой”, демонической, стороны реальности, любопытно исследовать саму демонологию каббалы, так как ее данные логически должны прояснить отношение евреев к “гоям” на мифологическом уровне. Это даст нам возможность глубже понять особость иудейского взгляда на священную историю в свете противостояния “избранного народа” всем остальным народам.
Изначальная метафизическая буквальная демонизация “гоев”, приравнивание их к носителям сил “левой стороны” фактически делает межнациональные отношения евреев с остальным миром “теологической”, “мистической проблемой”. Израиль, по каббале, - единственный носитель полной спиритуальной традиции. Он отождествлен с вместилищем всех божественных энергий, исходящих из Бога и спускающихся в нижние миры. В этих нижних мирах наличествует “божественное присутствие” или просто “присутствие” (“шекина” или“десятая сефира”, “малькут”). Оно отождествляется с еврейской нацией. Силы “левой стороны”, воплощенные во всех остальных народах, борются против этого “присутствия”, а значит, сами эти народы представляют собой не просто “низших”, “недоразвитых” существ, но радикальных врагов, борьба с которыми является священным “делом” Израиля.
Итак, демонология “Зохара” отражает эзотерическую логику сугубо национальных отношений евреев с другими народами. Во главе демонического мира каббалы стоит демон Самаэль. Он часто отождествляется со змеем, соблазнившим в рая Еву (3). Его женской половиной является демоница Лилит, первая жена Адама, бесплотная и вампиричная. Она возглавляет легионы ночных демонов, терзающих людей в их снах. Кроме того, к первостепенным демонам относятся пара Аза и Азаэль, которые принадлежали к категории ангелов, называемых “бне Элохим”, т.е. “сыны Божьи”, но отказались поклониться Адаму и пали. Это о них в “Торе” говорится, что “они соблазнились дочерьми человеческими”(4). Эта первая демонологическая группа принадлежит принципиальным аспектам реальности, предшествующим человеческой истории. Это,в некотором смысле, сгустки “чистого зла”, воплощением или продолжением которого являются исторические враги Израиля, а значит, “гойские народы”. Самаэль, Лилит, Аза и Азаэль составляют некий инфернальный синклит, руководящий действиями всех сил “левой стороны”.
Далее идут полуисторические персонажи, находящиеся на грани между миром духов и миром телесных людей. Главным среди них является Каин. Любопытно, что “Зохар” настаивает на бестелесной природе и Каина и Авеля, которые были порождены Адамом не от Евы, но от Лилит. (“Рабби Иуда сказал:... И если ты утверждаешь, что я считаю, что Авель тоже пришел с “другой стороны”, знай, что ни Каин, ни Авель не обладали формой Адама”. “Берешит III”). Кроме того, каббалисты утверждают, что от брака Адама с Лилит произошло еще множество разных демонических сущностей. Как бы то ни было, именно Каин представляет собой парадигму всех позднейших образов “национального” зла. Так, в частности, из “бока” Каина была рождена Наама, зловещая демоница. В отношении Наама (на иврите “красавица”) можно привести следующий пассаж:
“Рабби Хийя сказал: “Что значит стих: “Сестра Тубал-Каина была Наама”(5) (Бытие, 4:22). Что мы узнаем из того, факта, что ее имя было Наама? Мы узнаем, что на самом деле духи и демоны блудодействовали с ней. Рабби Исаак добавил: “Сыны Божьи, Аза и Азаэль, блудодействовали с ней”. Рабби Симеон сказал: “Наама была матерью демонов, потому что вышла из бока Каина. она присоединилась к Лилит, чтобы отравлять дифтерией пищу”. Рабби Аба обратился к рабби Симеону: “Учитель сказал, что Наама присоединилась к Лилит, чтобы наслаждаться с мужчинами”. Симеон ответил: “ Это тоже точно. Она приходит и наслаждается с мужчинами, иногда даже рождает от них духов. Даже до сего времени она продолжает наслаждаться с сыновьями человеческими.” Рабби Аба возразил: “Демоны умирают так же, как люди, почему Наама сохранилась до нашей эпохи?” Рабби Симеон ему ответил: “То, что ты говоришь, истинно, но знай, что Лилит и Наама, как и Играт, дочь Махалата, происходящая из той же породы, будут существовать, пока Святой, будь Он благословен, не уничтожит мир нечистых духов, что высказано в стихе: “Я сотру с земли дух нечистоты”(6).(Захария, 13:2)”. (“Берешит III”)
Естественно, Каин имеет в своей мистической генеалогии не только мать Лилит, но он связан и с самим змеем. - Это подтверждается пассажем, в котором говорится, что Каин, убив Авеля, не знал, как выпустить из него душу, но потом укусил его, как змей, и душа вышла. Приведем целиком отрывок из “Предисловия” к “Зохару”, где описывается демонический мир земли Каина, Арка. “На самом деле Арка - это имя одной из низших земель, населенной внуками Каина. Когда Каин был изгнан с поверхности земли, он спустился туда, чтобы продолжить свой род. Там он потерял все чувства, он больше ничего не помнил. Эта земля двойственна и имеет две зоны, одну темную, другую светлую; там правят два архонта, один властвует над светом, другой над темнотой. Они дрались друг с другом непрестанно, но с приходом Каина объединились и заключили мир. Все поняли тогда, что они принадлежат к потомству Каина. Они стали с тех пор единым существом двумя головами, подобными двум силам жизни. Такого не было, пока правил свет, побеждая архонта, который подавлял его ранее и который управлял темнотой. Поэтому-то они сплавили тьму со светом, чтобы стать единым существом. Эти два архонта называются Африра и Кастимон. Их облик напоминает святых ангелов с шестью крыльями. Один имеет фигуру быка, другой - орла, соединяясь же, они становятся человеком. Когда они пребывают во тьме, они превращаются в двухголового змея и ползают как гады. Они ныряют в бездну и плывут по великому морю.
Добравшись до берлоги Азы и Азаэля, они нападают на них и будят ото сна. Тогда Аза и Азаэль спешат на “темные горы”, думая, что Святой, будь Он благословен, зовет их на Суд. Потом архонты переплывают великое море и после полета, когда наступает ночь, они прибывают к Нааме, матери демонов, которая когда-то соблазняла первых верующих. Когда им кажется, что они настигли ее, она делает скачок в 6 0000 локтей и предстает перед людьми в разных обличиях, заставляя их блудодействовать с ней. Потом снова пускаясь в полет, два архонта облетают вселенную и, наконец, прибывают к точке отправления.”
Таково описание земель Каина, в которых живут его потомки. Традиционно земля Каина, Нод (на иврите “скитание”), считалась расположенной на Востоке. В раввинической географии народы населяющие Восток считались “каинитами”. После Каина все остальные негативные персонажи “Торы” входили в пантеон демонических существ, исторически продолжая отождествление “левой стороны” с нееврейскими племенами. Во времена Ноя - это Хам. Во времена Авраама - Исмаил(7). Но особенно страшной фигурой становится Исав(8), старший брат Иакова и сын патриарха Исаака. Так как именно Иаков получает имя “Израиль” после своего ночного сражения с ангелом (по каббале “с демоном Самаэлем), Исав становится для иудеев фигурой, воплощающей в себе самые негативные тенденции “гоев”, так как Исав имеет право естественного первородства, обманом отнятого Иаковом. Народ Исава, согласно священной истории, Эдом и Идумея. Исав, по каббале, имеет претензии на правление миром вместо Иакова-Израиля, поэтому именно “идумеи”, потомки Исава, считаются евреями самыми страшными, теологическими противниками. Безусловно, “Едом” является не просто символом конкретного исторического народа, жившего на Ближнем Востоке недалеко от израильтян, но воплощает в себе все “гойские” нации, пытающиеся оспорить центральную позицию иудеев в духовной и материальной власти над миром. В “Ваишлах” в “Зохаре”, в частности, говорится:
“”В этот день Исав направился своим путем в Сеир”, а “Иаков пошел на Суккот”. Каждый удалился в свою сторону. Исав в сторону Сеира(9) - Но что такое Сеир? Это инородная женщина, неизвестный бог.” В другом месте этого же раздела “Зохара” цитируется стих:
“спасенные поднимутся на гору Сион, чтобы судить гору Исава, тогда царство будет у ЙХВХ”. И наконец, самое важное отождествление касается особой группы символических народов, называемых “Великое Смешение” (“Эрев Рав”). “Великое Смешение” - это концентрация иудейской эзотерической демонологии, в которой сходятся воедино и чисто магическое понимание зла и мира “левой стороны” и представление о враждебных нациях, наделенных анти-миссией по сравнению с “избранным народом”. “Тикуне ха-Зохар” дает такое описание “Великого Смешения”: “Великое Смешение состоит из пяти народов: Нефилим (или падшие), Гиборим (или герои), Анаким (или гиганты), Рефаим (или тени) и, наконец, Амеликим. Из-за этих народов маленькое he(10) выпала со своего места(11). Балеам и Балак произошли из ветви Амалека: уберите буквы “лак” из Балака и “еам” из Белеама и останутся буквы слова “Бабель” (12), где “были смешены все языки народов земли”. Люди Амалека, разбросанные по земле в эпоху Вавилонской башни, были остатками тех, о ком в момент потопа было сказано: “Я сотру с лица земли все, что там есть”. И потомки Амалека в период четвертого рассеяния(13) - это те могущественные князья, которые правят над Израилем силой оружия. О них также говорится в стихе: “Земля полна насилия по их вине”. О Нефилимах сказано: “Сыны Божии увидели, что дочери человеческие красивы”. Они составляют вторую группу Великого Смешения, они происходят из “павших” (“нефилим”) из верхнего мира. Когда Святой, будь он благословен, захотел создать человека, сказав: “Сотворим человека по нашему подобию”, Он хотел сделать из него вождя существ верхнего мира, чтобы он командовал и чтобы все управлялись его рукой, по примеру Иосифа, о котором сказано: “Он управлял чиновниками на земле”. Но существа верхнего мира решили воспротивиться и вскричали:
“Что такое человек, чтобы ты вспоминал о нем”, это человек, который в будущем восстанет на тебя! Святой, будь Он благословен, им ответил: “Если бы вы сами побыли в нижнем мире как он, вы совершили бы еще больше преступлений, чем он! И вскоре “сыны Божии увидели, что дочери человеческие красивы”, они восхотели их и Святой, будь Он благословен, заставил их пасть в нижний мир в цепях(14). Сыны Божьи назывались Аза и Азаэль, однако души Великого Смешения, которые от них происходят называются Нефилим, которые сами себя обрекли на падение, блудодействуя с “красивыми” женщинами. Итак, Святой, будь Он благословен, вычеркнул их из мира грядущего, что бы они не имели в нем никакой доли. Он дал им плату в нижнем мире, что выражено в словах: “Он немедленно вознаграждает тех, кто ненавидит его, чтобы погубить их”(15). (Второзаконие, 7:10)
Гиборим (или герои) представляют третью группу, составляющую Великое Смешение, это о них написано “Это герои, люди славные”(16) (Бытие, 6:4). Они происходят из того же рода, что и люди Вавилонской Башни, которые сказали: “Пойдемте, построим город и сделаем себе имя!”(17)(Бытие, 11:4). Они строят синагоги и школы и кладут там свитки “Торы” с короной на голове: но все это не во имя ЙХВХ, но чтобы сделать себе имя: “Сделаем себе имя!”. Но так как они приходят с “другой стороны”, они презирают детей Израиля, как пыль земную и обкрадывают их. Так их труд будет разбит. О них написано: “Воды все прибывали и прибывали на земле”(18).
Рефаим (или тени) составляют четвертую группу Великого Смешения: когда они видят детей Израиля в беде, они удаляются от них, и даже если они в состоянии их спасти, они уклоняются. Они избегают “Торы” и тех, кто ее изучают, и идут творить добро идолопоклонникам. О них сказано: “Тени не поднимутся”(19) (Исаия, 26:14). В эпоху искупления Израиля “Ты уничтожишь о них всякое воспоминание” (Ibid.).
Анаким (или гиганты) составляют пятую группу Великого Смешения. они ненавидят тех, о ком сказано, “Тора - это украшение для их шеи”. О них написано: “Рефаимы рассматриваются так же, как Анакимы”(20) (Второзаконие, 2:11), они, действительно, друг друга стоят.
Пять групп Великого Смешения заставляют мир вернуться к состоянию Тоху-Боху(21). А “вернуться к Тоху-Боху означает разрушение Храма. “Земля была Тоху-Боху” (“Бытие, 1:2), потому что Храм был осью мира. Но когда придет свет, которые есть Святой, будь Он благословен, они будут стерты с лица земли и уничтожены. Однако конечное Освобождение зависит не от их “стирания с лица земли”, а от уничтожения Амалека, потому что именно в отношении Амалеким была произнесена клятва.” В другом месте “Тикуне ха-Зохар” в отношении народов “Великого Смешения” также подчеркивается, что “Лилит - мать Великого Смешения”, а значит пять категорий народов тем или иным образом восходят именно к Лилит, царице “левой стороны”. Или еще “люди Великого Смешения - дети примордиального змея, который соблазнил Еву; Великое Смешение сделано из яда, который змей влил в Еву и от которого она зачала Каина”.
Пять народов Великого Смешения являются парадигматическим описанием всех существующих народов, полное число которых, согласно каббале, равно 70. 70 = 5 х 14, т.е. Великое Смешение в конкретной (но тоже символической) реальности, проистекая из изначальной пятерки (Нефилимы, Гиборимы, Анакимы, Рефаимы и Амалекимы) множатся на 14 и составляют в совокупности полноту “гойского” человечества, к которому, как мы видели выше, с точки зрения иудеев, само определение “человек” не подходит. “Неевреи” - это носители “злых духов”, потомки Каина, Хама, Измаила, Исава, Валаама и других отрицательных персонажей “Торы”. Все они - дети Лилит. Все они - “преграда” (на иврите, “сатана”) на пути “избранного народа”, утверждающего, согласно иудейским эзотерикам великую истину единого Бога, Тетраграмматона, ЙХВХ.
Итак, демонология “Зохара” постоянно сопрягается с этническими и национальными вопросами, воплощенными в символические формулы, но, одновременно, имеющими прямую связь с конкретной исторической действительностью. На эту актуальность указывает, например, упоминание в контексте Амеликим “четвертого рассеяния”, начавшегося, как известно, после взятия Иерусалима Титом Флавием.
Здесь народ Амалеким прямо отождествляется с “князьями, угнетающими Израиль в четвертом рассеянии”, а значит, с эзотерической точки зрения, все народы, не признающие верховенство иудейской традиции и руководствующиеся иными религиозными и социальными нормами в вопросах власти и духа, в той или иной степени подпадают под эзотерическое проклятие каббалистов. Сколь страшный смысл приобретает в этой перспективе фраза “Зохара” - “конечное освобождение зависит от уничтожения Амилека”!