А. Дугин "Мессианство Каббалы" ч.2

Dec 24, 2024 09:08


Антропологический дуализм в каббале

“Зохар” - это свод метафизических и эзотерических основ иудейского мировоззрения. В нем центральные темы иудаизма рассматриваются с самой глубокой точки зрения. Поэтому именно его оценки, характеристики и утверждения глубже всего вскрывают специфику иудейского понимания мира, его места в нем, законов божественной природы, роли других народов и т.д. Долгое время “Зохар” оставался тайной книгой, закрытой для непосвященных и передаваемой по цепи “мекаббалим”, т.е. каббалистов.

В отношении даты составления “Зохара” существует множество версий. Легенды возводят его к древнейшим временам, а современные критики текстов (в том числе и сами иудеи, как, например, виднейший современный ученный Гершом Шолем) утверждают, что он был написан в Средневековье предположительно рабби Моисеем из Леона. С традиционалистской точки зрения, “Зохар” - свод древнейших эзотерических знаний, которые долгие поколения передавались устно и лишь в XIII веке были зафиксированы в виде текста. Не все иудеи признают авторитет “Зохара”, но, тем не менее, знакомство с этим произведением не оставляет сомнений, что именно здесь можно найти подлинное метафизическое объяснение глубинных корней иудейской мысли.



В талмуде (за исключением раздела, называемого “аггада”) запечатлены экзотерические основы иудаизма. В “Зохаре” “Тора” и сам талмуд получают внутреннее истолкование. Каждая традиция по определению имеет свою эзотерическую сторону, письменную или устную, и так как никакого другого эзотеризма кроме каббалы “Зохара” в иудаизме нет, то и нет никаких оснований сомневаться в духовной центральности “Зохара” как квинтэссенции иудейского эзотеризма. Поэтому позиция “Зохара” должна быть рассмотрена как наиболее значимая в контексте иудейской традиции в целом.

Показательно, что “Зохар” начинается с комментария к “Песне Песней”(2: 2): “Как Роза посреди колючих кустарников, такова моя возлюбленная среди юных дев”(1). Рабби Эзехиас открывает “Зохар”: “Что такое Роза? Это Община Израиля”. Так мы сразу входим в специфически иудейский контекст. - Отныне все сказанное будет относиться исключительно к еврейскому народу, уподобленному розе среди кустарников, под которыми имплицитно подразумеваются все остальные народы, называемые в “Зохаре” термином “нации”, “языцы” (“gentle”) или на иврите “гоим”.

Но такое отношение еще не несет в себе сугубо эзотерической интерпретации. Она указывает на факт, очевидный для любого еврея, получившего религиозное воспитание. Объяснение же такой особости иудеев, “общины Израиля”, “Зохар” дает далее. В “Берешит I”, первой части “Зохара”, следующей за “Вступлением”, мы встречаемся с таким пассажем: “...всякая внутренняя форма называется “человек”. Мы знаем, что всякая форма, принадлежащая к развертыванию [небесных светильников], называется “человек”, как выражено в стихе: “Вы есте людие" (Иезекииль, 34:31). Именно вы называетесь “людьми”, а не другие народы, служители звезд и созвездий”.

Надо подчеркнуть, что “служителями звезд и созвездий”, “акумами”, “авадот зара” иудейская традиция называет не только язычников, но все остальные народы, традиции которых - будь-то христианство, ислам, даосизм, буддизм или индуизм - однозначно и без нюансов отождествляются с “идолопоклонством”, с “почитанием звезд и планет”. “Зохар” уточняет, что “всякий дух называется “человек”. Но далее делается поправка - “человеком” называется только дух, принадлежащий “святой стороне”. А существуют, оказывается, и духи “анти-святости”.“В согласии с этим же принципом, но в регионах “другой стороны”(2), там, где анти-святость, дух, который распространяется у “акумов” (т.е. “гоев”), исходя из “анти-святости” не есть “человек”; поэтому-то они и не заслуживают этого имени.” (“Зохар, Берешит I”).

Итак, мы имеем дело с обстоятельной, развитой и продуманной мистической антропологией, которая однозначно утверждает не просто отличие “избранного народа” от других народов, не просто его высшие качества или духовные достоинства, но радикальный дуализм “человека”, т.е. “еврея”, “члена Общины Израиля” и “нечеловека”, т.е. любого “нееврея”, “гоя”. При этом данное различие коренится в сфере происхождения “духов” - “духи” евреев принадлежат световой плероме, проистекают из Шекины, “божественного присутствия”, а духи “гоев” приходят из сферы “другой стороны”, “ситре ахер”. Неевреи понимаются как духовно и телесно нечистые, уподобляемые животным, мясо которых запрещено вкушать, в согласии с иудейскими законами.

В “Берешит III” эта тема встречается еще раз. “Рабби Акиба сказал: “Живой индивидуум” - это Израиль, потому что они [евреи] сыновья Святого, будь Он благословен, и от Него приходят их души. Но откуда тогда приходят души остальных народов, “акумов”? Рабби Элеазар ответил: “Они приходят с “левой стороны”, и все эти народы нечисты и делают нечистыми всех, кто к ним приближается”. Надо заметить, что в каббале термин “левая сторона” является почти эквивалентом “другой стороне”, т.е. на “левой стороне” располагаются негативные, отрицательные и в пределе инфернальные аспекты творения. “Левая сторона” населена демоническими сущностями и монстрами.

Несколько ниже рабби Элеазар продолжает: “Живые индивидуумы” - это сыны Израиля, которые составляют живую, святую и высшую индивидуальность. “Звери, насекомые и дикие животные” - это все другие народы, идолопоклонники, которые не являются “живыми индивидуумами”. В другом месте “Зохара” - “Ваяце” - тема демонического происхождения всех неевреев дополняется новыми подробностями. Они относятся не только к “левой стороне”, но и к “миру низа”. “Рабби Аба сказал: “Благословенна доля израилитов, которые помещены выше всех остальных народов, так как уровень израилитов принадлежит к верхнему миру, а уровень всех остальных народов - к нижнему миру. Израилиты принадлежат стороне святости, другие народы - стороне нечистоты. Израилиты находятся справа, все остальные слева”.

Итак, понятие национальной миссии евреев в “Зохаре” трактуется не просто как особое задание, высшее достоинство или превосходное этическое качество. Оно базируется на дуалистическом отношении ко всей сфере человеческого, строго разделенного на две половины -“людей” и “нелюдей”. Подобный антропологический дуализм встречается в некоторых инициатических доктринах, где утверждается существование “детей света” и “детей мрака”, ведущих сквозь века непримиримую борьбу. Таковы некоторые гностические, манихейские и исмаилитские теории, но всегда в таких случаях речь идет об “общине духовно избранных”, которая не связана никаким образом ни с кровью, ни с этносом, ни с происхождением, ни с родом, ни с кастой! Перенесение же такого дуализма на всю религиозно-национальную общность евреев является совершенно беспрецедентным явлением и указывает на глубинную метафизическую инаковость иудаизма в целом, на его “анормальность”, на его изначально заложенную конфликтность не только с экзотеризмом других традиций (что было бы вполне естественно), но и с универсальным эзотеризмом, даже таким радикальным, как инициатические доктрины метафизических дуалистов.

Выяснив важнейший момент иудейской эзотерической антропологии, углубимся в исследование “другой стороны”, чтобы лучше понять, как каббалисты представляют себе мистические отношения с другими народами и в каких терминах оценивают они “гоев”.

лже-Израиль, иудаизм

Previous post Next post
Up