Тайна буквы “вау”
Мы подошли вплотную к эсхатологической проблеме иудейской традиции, зловещий характер которой уже легко можно предугадать из всех вышеприведенных текстов каббалы. Как правило, иудейская эсхатология представляется как терпеливое и упорное ожидание Машиаха, который установит царство “великого Шаббата” и вознаградит “избранный народ” за верность и долготерпение, за перенесенные страдания и приверженность монотеизму спокойным и беспроблемным “золотым веком”, веком “добра и мира”. Такой “гуманизированный” вариант еврейского мессианизма является либо слишком односторонним, либо вообще неверным. По меньшей мере, в том, что касается эзотерического понимания конца времен, иудаизм в его каббалистическом измерении, бесконечно далеко отстоит от “пасторальной утопической идиллии”, известной для непосвященных. “Зохар” понимает мистику судьбы “избранного народа” как перипетии жесткого и непрерывного боя, ведущегося на всех уровнях - внутреннем и внешнем - между сторонниками “правой стороны”, “вместилищем присутствия” (т.е. евреями, Израилем) и силами “левой стороны”, “нечистыми духами”, воплощенными в “гоях”, народах Великого Смешения.
Страдания, претерпеваемые Израилем в “четвертом рассеянии”, рассматриваются как испытание, в котором еврейский Бог использует силы “левой стороны” как инструмент, но одновременно и как “провокацию”, призванную вызвать “благородный гнев израильтян” к представителям “левой стороны”. “Тикун ха-Зохар” недвусмысленно заявляет по этому поводу:
“Пока люди Великого Смешения не будут стерты с лица земли, дождь “Торы” не выпадет и дети Израиля, подобные травам и деревьям, не начнут произрастать. В этом секрет стиха: “Все полевые растения, пока ее не будет на земле”(22) (Бытие, 2:5)”.*
*Вот происхождение неба и земли, при сотворении их, в то время, когда Господь Бог создал землю и небо, и всякий полевой кустарник, которого еще не было на земле, и всякую полевую траву, которая еще не росла, ибо Господь Бог не посылал дождя на землю, и не было человека для возделывания земли, но пар поднимался с земли и орошал все лице земли. (Быт. 2, 4-6).
В данном пассаже между уничтожением народов Великого Смешения, т.е. вообще всех народов земли, и эсхатологическим “дождем “Торы””, т.е. откровением для “богоизбранного народа” тайн верхнего “присутствия”, “верхней шекины”, устанавливается не просто хронологическая, но причинная связь. Уничтожение “людей левой стороны” влечет за собой наступление мессианской эры и коронацию Израиля на царство. Та же логика применима и к религиозному императиву “стирания с лица земли” Исава, Идумеи, Амалека и т. д. Везде в этих сюжетах проявляется однозначное соответствие между “убиением эзотерического врага” и наступлением царства Машиаха.
Таким образом, позиция иудейской эсхатологии заключается не в пассивном ожидании “посланника сверху”, но в активном и волевом предуготовлении “конца времен”, - в предуготовлении, описанном в самых жестоких и воинственных тонах, в терминах мистического и эсхатологического ритуального геноцида. В “Тикун ха-Зохар” существует место, которое проясняет смысл такого “эсхатологического геноцида”, основанного, согласно каббале, отнюдь не на “кровожадности” или “мстительности” евреев как религиозно-национальной общности, но на глубоких эзотерических основаниях, связанных с тайной Тетраграмматона, ЙХВХ. Разберем подробно структуру четырехбуквенного имени, как понимает ее каббала, в перспективе иудейского понимания конца времен.
Четырехбуквенное имя ЙХВХ является осью иудейского эзотеризма. Каждая из четырех букв соответствует четырем аспектам божественности. Чтобы лучше представить себе эту теорию, лучше расположить все четыре буквы по вертикали, одну под другой.
I
H
V
H
Первая буква, yod, означает сам Принцип, точку, из которой исходит вся духовная энергия Бога-Творца. Йод уподобляется огню, зажегшемуся посреди изначального мрака непроявленности. Йод также соотносится с мужским началом в Боге, с представлением о Боге, как о Муже и Отце. Это - источник сакральных эманаций.
Вторая буква - he - представляет собой женский аспект Божества, называемый также “Шекиной Сверху”. Это he отождествляется с Мудростью и Небесной Благодатью. Оно называется каббалистами Матерью или Женой.
Третья буква - vau - похожа на удлиненный yod. Она представляет собой ось или мост, которые связывают между собой “миры верха” и “миры низа”. Это также мужская буква, называемая иногда Сыном. Vau выполняет функцию мистической связи, посредничества между небом и землей, обеспечивает связь “нижних” с “верхними”.
И наконец, четвертая буква - тоже he, как и вторая буква - означает “Шекину Снизу”, божественное присутствие, расположенное в нижних регионах творения. Это второе he или “маленькое he” каббалисты отождествляют с Общиной Израиля, т.е. с самим еврейским этносом и его национальной религией.
“Нижняя Шекина” некогда находилась в иерусалимском Храме, но после его разрушения она отправилась вместе с “избранным народом” в “четвертое изгнание”, где с этих пор и пребывает(23). Но в структуре божественного имени произошла катастрофа. Причем по вине все тех же народов Великого Смешения и их демонических покровителей. “Зохар”уточняет:
“Как только Великое Смешение (Эрев Рав), составленное из Нефилимов, Гиборимов, Амалекимов, Рефаимов и Анакимов поместились между двумя he(24), Святой, будь Он благословен, не может больше сам объединить их. В этом глубокий смысл стиха: “Поток исчерпал себя и иссох”(25) (Исаия, 19:5). Поток “исчерпал” себя на уровне первого he (26) и “иссох” на уровне второго he(27) ). И все это для того, чтобы не дать Великому Смешению питаться от vau, которое есть Древо жизни. Вот почему vau не встает больше между двумя he, когда Великое Смешение помещает себя между ними. <...> Короче, с тех пор, как Великое Смешение примешивается к Израилю, нет больше возможности ни для сближения, ни для воссоединения букв имени ЙХВХ. Но когда Великое Смешение будет стерто с лица земли, “В этот день ЙХВХ будет един и его имя будет едино”(28) (Захария, 14:9) <...> Пока же Великое Смешение не будет уничтожено в мире, не будет объединения”.
Несколько дальше “Зохар” уточняет что “причиной рассеяния были группы, входящие в Великое Смешение”. В этих текстах мы имеем дело с самой последней тайной иудейского эзотеризма и особенно иудейской эсхатологии, которая вскрывает всю логику метафизического понимания евреями их миссии в мире, а также миссии всех остальных народов в отношении евреев. Речь идет ни больше ни меньше как о споре за Древо жизни, символизируемое буквой vau. Израиль, отождествляющий себя с “Нижним Присутствием”, т.е. c вторым he Тетраграмматона, имеет прямую долю в тайне божественного имени, представляя собой земное воплощение духовных энергий, идущих от Творца. Но мировая гармония нарушается силами“левой стороны”, народами Великого Смешения, с которыми евреи отождествляют все остальные народы.
“Гои” и действующие сквозь них демоны нарушают “естественное циркулирование” энергий между верхом и низом, помещая себя самих в регионы, расположенные в промежуточном пространстве. Это означает, что “гои” учреждают религии и культы, отличные от иудейского монотеизма и отказывают евреям как в духовном, так и в материальном господстве над народами. Vau, Древо жизни, скрывается, и иудеи, вынуждены отправиться в изгнание, прочь от обетованной земли, останков Храма. Нижнее, второе he оторвано отныне от верхнего, первого he Тетраграмматона. Если исток метафизической драмы евреев в “узурпации” народами Великого Смешения места, которое должно занимать vau, то совершенно очевидно, что спасение заключается в уничтожении помехи, преграды, “людей левой стороны”. Так, и только так,можно восстановить изначальную гармонию Имени и сделать его единым.
Таким образом, еврейская эсхатология, взятая на самом глубинном уровне, не только допускает ритуальный геноцид, но настаивает на нем, обосновывая его необходимость целой цепью последовательных и в некотором смысле логичных отождествлений. Неевреи, “акумы”, “идолопоклонники”, “почитатели звезд и планет”, пять народов Великого Смешения не просто согрешили перед Израилем неповиновением или непризнанием его миссии. Они, в перспективе “Зохара” совершили и продолжают совершать страшное метафизическое преступление. Они “оккупировали” ось мира, тайный мост, который соединял нижнюю проекцию божества с верхними регионами. Они оскорбили не только“ избранный народ”, но и его Бога, так как их действия расчленили единство божественного имени. Вполне естественно, что, исходя из такого видения, ортодоксальный иудей не может испытывать ко всем остальным народам ничего иного, кроме бесконечной, лютой, “священной” ненависти, которая, при этом, еще и возводится в “сакральное достоинство”. - Ведь уничтожение народов Великого Смешения есть залог прихода Машиаха, начало великого Шаббата.