Вот такое кино...

Jul 18, 2020 15:47

«Если, Пянтуку, ты боишься,
То исчезни, уйди из тундры!»

«Не боюсь я, но тундру жалко», -
Так ответил Пянтуку только...

Пянтуку и Быкубо. Энецкое сказание.
«Их тут пять (пишет Е.Костюченко о коренных народах Таймыра): нганасане, долгане, ненцы, энцы, эвенки».
Нганасаны у нас присутствуют с самого начала. Первый человек, Ня, зародился на вершине голой скалы, и был он совершенно белый, сплошь белый. Потом небесная женщина приласкала его в своем чуме и родила ему сначала травинку, потом олененка, потом мальчика с девочкой, и стали люди жить-поживать в тундре на Таймыре.

Эвенки в представлении не нуждаются, это тунгусы. На Таймыр они тоже прикочевали когда-то, а вообще их ареал по всей Сибири. Долгане и ненцы, значит, обделены вниманием. В «Северном эпосе» их сказания тоже есть.

Грустно это все до чрезвычайности. Все мы как-то в этом виноваты. Мы хотим жить в тепле и уюте, и не умирать от голода в неурожайный год. Какое-то существование нам должно обеспечить государство. Большинство нас не производит ничего полезного, такого что можно съесть или одеть. Мы-то, пенсионерки, вообще ничего не производим, а когда-то производили картинки. И при этом очень любим тепло и не против раздвинуть жилплощадь... И так во всем цивилизованном мире.

Наша страна прямо из ГУЛАГа с колхозами ввалилась в эпоху дикого капитализма и ведет себя как дикий капиталист: быстро урвать что можно где можно и продать тем, кто купит. В Сибири - можно, она большая. Пусть экологи пищат, что заполярный биоценоз - самый хрупкий из всех. Подумаешь, тропический лес тоже полностью не восстановится, во всем своем невиданном многообразии. А в Бразилии тоже люди живут. Топить им не надо, но надо звонить по телефону и ездить на машинах. Кто виноват, что у них нет рутения, но есть кофе!

А вот русский человек Даниил Андреев тропический лес не пожалел бы. Тем более Бейтс и Уоллес все гербарии уже собрали.

Но есть и такие стихиали (стихиали - что-то вроде шаманских духов, существа, отчасти сознательные - я в этом так до конца и не разобралась), из чьей деятельности извлечь положительный итог не удалось доныне. Таковы, например, стихиали трясин, болот, тропических зарослей.

Мы его завтра пригласим, побеседуем.

шаманизм, эпос, Д.Андреев, Сибирь, этнография, жизнь

Previous post Next post
Up