Интерпретация стихотворения А.С.Пушкина.

Oct 26, 2013 02:35

О сколько нам открытий чудных
Готовят просвещенья дух
И опыт, сын ошибок трудных,
И гений, парадоксов друг,
И случай, бог изобретатель.
1829

Нисколько не удивлюсь тому, что было, есть и будет много людей с первого же прочтения понимающих весь смысл приведённых строк. Но вот незадача, я не из их числа. И поражаюсь самому себе. И без самоиронии обойтись не могу. Ведь вот своим обликом пигмей пигмеем, а доходит почему-то как до жирафа. И не за горами то время, когда к лицу будет только деревянный макинтош, а я только-только распознал какие-то основательные смыслы.
И увидел я в этих строках рассказ о сторонах познания, о путях постижения мира человеком и человечеством. И приступлю с конца. «Бог изобретатель» - каково сочетание. У эллинов были бог войны, бог врачевания и пр., а тут бог изобретатель. У нынешнего христианского сколько лиц, да титулов. А о его  склонности к изобретательству упоминаний не слышал. А ведь это ж чуть не главным качеством быть бы должно в начале-то времён, когда из материалов под рукой только хаос и безвидность.

Что находим у В.И.Даля «Изобретатель … кто изобрел, изобретает что». «Изобретенье также то, что изобретено, придумано, открыто; измысл или вымысел, выдумка, открытие, находка умственная». «ИЗОБРЕТАТЬ - измышлять, вымышлять, вы(при)думывать, открывать что-либо новое».
Это ж такой бог, который совершает находки умственные, открывает что-либо новое, то есть такое, которого до него не существовало. Ведь и человечество когда скачками рвалось вперёд? Когда какого-нибудь индивидуума торкало и он бац - изобретал что-то архиполезное.
И кто возведён в такую должность. Случай. Слово вроде простое, да не совсем. Есть отсылка - «со-лучать». К глаголу лучать.  Который в некотором роде имеет смысл некоего внешнего веления. А вообще-то как мудро со стороны Пушкина так выделить случай - это «безотчетное и беспричинное начало». То есть, конечно, ты безусловно  должен быть основательно в теме, если претендуешь на изобретательство. Но даже при этом если уж звёзды никак не сходятся, то и не похватаешь запросто их с неба. Так ничего и не изобретёшь.
Но вернусь к началу.  «О сколько нам открытий чудных».  Не знаю, догадывался ли А.С.Пушкин о том, что некоторые потомки будут доискиваться особых, сокрытых смыслов в буквах как таковых, но так или иначе начал он с буквы «о». Но это так, к слову.
И как говорил, за «открытиями чудными» стоит постижение мира.  Хочешь постигать, смотришь на тех, которые для тебя это готовят, припасают, запасают. Первым указан дух - этот «бесплотный житель недоступного нам духовного мира». Его специализация просвещенье. Не абы-кабы. От глагола просвещать  - «даровать свет умственый, научный и нравственный, поучать истинам и добру; образовать ум и сердце». Таким образом для начала имеем  «недоступный нам духовный мир». И одного из его обитателей - духа просвещенья, много чего имеющего нам дать. Было б у нас желание получать. И добывание «умственого, научного и нравственного» багажа и есть та база, основа - всесторонняя образованность.
Скачем дальше. Следующий, кто для нас что-то припас, это опыт. Назван сыном. Получаем мать - ошибки. С юмором всё в порядке. Понятно мать, сын - роды, разумеется, не простые, трудные. Много вложено труда. Афористично. Вообще опыт это и действия, направленные на выпытывание истин, и сами накопленные результаты этих попыток. И ступень в постижении действительно трудозатратная, как и первая - желание «образовать ум и сердце». Без твёрдого характера и прочных знаний результативных опытов не поставишь.
Наконец «гений, парадоксов друг». Как и в случае с случаем, который у нас «бог изобретатель», эта ступень мало кому доступна. Не уверен, что и при великом желании накопаешь в себе «самобытный, творческий дар», «высший творческий ум; созидательную способность; высокий природный дар, дарование; самобытность изобретательного ума». А ведь все эти красивости и зовутся кратко - Гений.   Но тем не менее это сгодиться для совокупного постижения мира всем человечеством. Гении подсобят, сработают на общую пользу. Тем более, что в друзьях парадоксы - «мнения странные, на первый взгляд дикие, озадачливые, противные общему». Но при этом большие проблемы у самих гениев. Очень непросто быть с мнением противным общему среди прорвы простых граждан. И словечко ещё то - противное. И иное противоположное, и противное - нелицеприятное, отвратительное. Но уж это меня понесло. Остановлюсь.

Хоть и не даёт мне покоя словосочетание "бог изобретатель". Ведь вот этот случай, эта склонность и желание изобретать, чем не причина для Архимегаума ни с того ни с сего делать умственные находки и энергично превращать хаос во что-то удобоваримое. То есть это возможный ответ на вопрос, чего это спокойно не жилось Всевышнему. И может это и есть та первопричина, по которой возник наш мир. Захотелось Всевышнему поиграть в изобретателя. Вот и профессор Преображенский. Жил, не тужил. И бух - сотворил Шарикова. Эдакой головной боли нарыл на пустом месте.
Ну а нам ещё долго дерзать, постигать, познавать всё это понаизобретённое. Простора предостаточно. Будем надеяться, что наиверховнейшая первопричина мира или миров есть быть искусный изобретатель. И с ним не соскучишься.

Пушкин, размышления

Previous post Next post
Up