Это очередная часть
цикла об историческом Исусе. См., также,
здесь.
Самое раннее известное нам апокалиптическое писание - это одна из книг Танаха/Ветхого Завета - книга Даниила (
или Даниэля), которую религиозные евреи и христиане датируют шестым веком до нашей эры, а учёные - 167 годом до н.э
(
Read more... )
Во многих случаях, особенно в самом раннем Евангелии у Марка, Исус таки говорит как правило не о себе, иногда - явно не о себе. В других случаях он однозначно говорит о себе (в том числе и у Марка). Понятно, первое легко удовлетворяет критерию непохожести, а второе - наоборот, т.е. первое наверняка достоверно, но из этого ещё не значит, что второе непременно недостоверно. Есть и аргументы, свидетельствующие в пользу того, что Исус говорил о себе. Не исключено, что он таки расчитывал, что ему уготована такая роль. Возможно, подобно Шнеерсону, косвенно поощрял такие представления, не говоря ничего определённого, возможно, высказывался и открытым текстом. Об этом судить намного сложнее, чем о другом: сбылось ли всё это. И тут, увы и ах, всё однозначно.
Далее, что касается Павла, он действовал не настолько позже Исуса. Он умер приблизительно в 65г, а писал начиная с 50 г. На этом этапе ещё не было достаточных оснований отбросить все эти предсказания как неверные. И в самом деле, Павел верил, что всё это ещё произойдёт в его поколении. Ты прав, что он изменил концепцию, увязав спасение с верой в воскрешение Исуса (чего, разумеется, сам Исус не делал), но идеи о надвигающихся апокалиптических событиях, с которыми это спасение увязывалось, оставались актуальными. Нужно было немножко больше времени, чтобы с этим возникли явные проблемы, ведущие к изменению этой концепции... Следующая серия будет об этом, но не о Павле.
Reply
Leave a comment