Дёжкин - 110. Часть 6

Aug 19, 2024 01:03


Продолжение





К началу 1970-х годов меняется отношение руководства студии к Дёжкину. Ему ставятся в вину хроническое пьянство, распущенность, вредное влияние на молодёжь, нарушение производственных сроков и финансовой дисциплины, корыстолюбие, пагубно сказывающееся на уровне режиссёрских работ. В качестве примеров неудачных постановок приводятся фильмы «Матч-реванш» и «Метеор на ринге». Видимо, в ответ на упрёки в корыстолюбии в трёх своих фильмах подряд режиссёр не указывает себя в качестве второго художника-постановщика, хотя типажная часть этих картин по-прежнему принадлежит его руке. Кроме этого, Дёжкин начинает испытывать трудности с очередными запусками, работа над новыми литературными сценариями часто затягивается или не даёт нужных результатов. Чтобы не оставаться в простое, режиссёр берётся за постановку короткометражных сюжетов. Первой такой работой становится сатирический сюжет по сценарию Сакко Рунге «По грибы», вошедший в мультсборник «Калейдоскоп 71. Выпуск №1». Помимо прочего, эта небольшая работа стала первым подходом Дёжкина к природоохранной тематике, к которой он стремился в последние годы активной творческой жизни.

«По грибы» (1971)



Следующая постановка режиссёра вновь необычна: Дёжкин берётся за лирическую комедию. Сценарий «У самого синего лета», который пишет Сакко Рунге при участии Дёжкина, рассказывает о летнем отдыхе троих «метеоровцев», во время которого один из них переживает романтическое приключение. Ранее, ещё работая мультипликатором, Дёжкин уже имел опыт создания сцен, требующих лирической окраски (в фильме «Сказка о солдате» - сцена с девочкой, собирающей грибы), и знал, что подобный материал ему по силам. Однако строить на похожей основе сюжет целого фильма он пытается впервые. Дёжкин справляется с этой задачей блестяще - фильм «В гостях у лета» (1972) становится одной из последних крупных удач режиссёра.

«В гостях у лета» (1972)









В 1973 году Дёжкин снимает свой первый сюжет для киножурнала «Фитиль» - «Западня». Помимо нового обращения к природоохранной теме, в нём режиссёром был опробован способ перенесения контура на целлулоид методом электрографии, позволяющий сохранить карандашную фактуру. Хотя копированию подлежал уже прорисованный, а не черновой мультипликат, такой метод позволял несколько компенсировать те потери, которые нёс экспрессивный, яркий рисунок Б.П.Дёжкина, проходя цеховую обработку. Эта технология применялась и в ближайшей крупной постановке режиссёра - «Футбольных звёздах» (1974).

«Западня» (1973)



Сценарий «Футбол-74» был посвящён теме преимущества наступательной тактики в спорте перед оборонительной. Это был первый после долгого перерыва спортивный фильм Дёжкина, где не использовались персонажи «Метеора» и «Вымпела». Сюжет, над которым работали Кумма и Дёжкин, рассказывал о том, как футбольная команда «Тюльпан» терпела поражения, но, сменив тренера и тактику, выиграла сперва у противников из команды «Хризантема», а затем вышла в первую группу и одержала международную победу над командой «Гладиолус». В ходе работы над сценарием сюжет был сокращён: «Тюльпан» ограничивался единственным выигранным у команды «Гладиолус» матчем, однако во внешности противников были сохранены особенности причёсок, характерных для зарубежных футболистов. На этот раз литературная запись была не столь подробной, как в сценарии «Шайбу! Шайбу!!», конкретные трюки и комедийные нюансы матчей Дёжкину было доверено разработать уже в процессе производства. В ходе подготовительного периода Владимир Соболев сделал попытку предложить собственное решение типажей героев, однако в работу пошли, как всегда, дёжкинские варианты. Для фазовки мультипликата был специально приглашён уже не работавший на «Союзмультфильме» Мстислав Купрач.

Работа над фильмом «Футбольные звёзды». Борис Дёжкин, Владимир Соболев, Владимир Крумин.



Разворот из книги «Борис Дёжкин. Страницы биографии».



«Футбольные звёзды» стали своего рода рубежной работой для Дёжкина. В этой картине уже наблюдается некоторое упрощение мультипликата, хотя ряд эпизодов (в частности, тренировка «Тюльпана») выполнен на прежнем блистательном уровне. В ходе производства у Дёжкина в очередной раз начались проблемы со зрением, что стало одной из причин для ряда пролонгаций (из-за ограничения лимита времени, выделенного для работы). Фильм стал и последним случаем сотрудничества режиссёра с композитором Кареном Хачатуряном - впоследствии, при возвращении к активной режиссёрской деятельности, Дёжкину предстоят трудные поиски новых композиторов-соавторов (Евгения Птичкина, Виктора Лебедева и др.).

«Футбольные звёзды» (1974)









(Окончание следует)

Соболев, юбилей, публикации, Союзмультфильм, анимация, Музей кино, Дежкин

Previous post Next post
Up