Дёжкин - 110. Часть 7

Aug 19, 2024 01:15


Окончание

Борис Дёжкин и Виктор Арсентьев. Кадры киносъёмки.









В 1970-е и 1980-е годы Дёжкин сильно страдает от дефицита сценариев. Заготовка литературной основы для такого специфического направления режиссуры, как рисованная хореография, ставила множество проблем перед «литературоцентричным» сценарным отделом. Оптимальным вариантом для режиссёра была работа с Рунге или Куммой, которые позволяли Дёжкину как соавтору вносить свои предложения по сюжету и оформляли получившийся результат на бумаге. Однако многие замыслы самого Дёжкина в этот период не находят воплощения, а попытки привлечь к работе с ним таких драматургов, как Морис Слободской, Леонид Костюковский, Владимир Голованов, Михаил Липскеров, не дают результатов. К тому же редактура всё меньше доверяет режиссёру, в поздних работах которого отвергнутые сюжетные находки уже не компенсируются столь же убедительными пластическими идеями.

В 1973 году Дёжкин подаёт заявку на экранизацию рассказа Джанни Родари «Колдуны на поле стадиона» - о привлечении к спортивным состязаниям экстрасенсов. Замысел комедийного фильма о «чудесах» во время спортивной игры не находит воплощения. Для Дёжкина Костюковский и Слободской пишут в 1973 году сценарий «С бору по сосенке», сюжет которого изначально представлял из себя продолжение фильмов «Необыкновенный матч» и «Старые знакомые» (отсюда - присутствие в нём деревянных персонажей), однако (возможно, из-за задержки производства «Футбольных звёзд») этот сценарий реализуется сёстрами Брумберг - разумеется, без того пластического совершенства, которое отличает работы Дёжкина. В 1976 году Александр Кумма пишет сразу три сценария, которые весьма резко отвергаются режиссёром - «Праздник на льду» (о соперничестве фигуристов и хоккеистов), «Чувство меры» и «Приключения Тоши и Кеши». Также бракуется и ещё один сценарий Куммы - «Спорт-ревю», в котором он пытается объединить два органичных для Дёжкина жанра: спортивную ленту и фильм-концерт. В 1976 году Владимир Голованов готовит сценарий «Вовка-тренер» (по-видимому, на основе книжки Г.Черкашина «Про Петю», вышедшей в Ленинграде годом ранее и присланной автором режиссёру). Сюжет о хоккейном состязании между землянами и инопланетянами тоже не доводится до реализации на «Союзмультфильме», и постановку осуществляет Анатолий Резников на студии «Мульттелефильм» творческого объединения «Экран» ЦТ.

Особняком стоит разработка сюжета о встрече Микки-Мауса и хоккеиста-«метеоровца» на космическом корабле, которую осуществляет сам Дёжкин по рекомендации своего знакомого журналиста. Этот замысел, характерный для периода политической «разрядки», довольно подробно раскадрованный режиссёром, является своего рода признанием в любви Диснею, на фильмах которого Дёжкин учился в 1930-е - 1940-е годы.

В результате за период 1975-1978 гг. Дёжкин снимает один за другим четыре сюжета для киножурнала «Фитиль»: «Спецподготовка» (1975), «Опасно для жизни» (1976), «Исполнение желаний» (1977) и «Счастливое пробуждение» (1978). Если первые два сюжета ещё содержат динамические находки, то последующие явно свидетельствуют о постепенной потере режиссёрской формы. С этих небольших работ начинается сотрудничество с ещё одним блестящим живописцем - художником-постановщиком Александром Винокуровым.

«Спецподготовка» (1975)



«Опасно для жизни» (1976)



«Исполнение желаний» (1977)



«Счастливое пробуждение» (1978)



Лишь в 1977 году Дёжкину удаётся запуститься с новым крупным фильмом - он берётся за разработку сценария Василия Ливанова «Талант и поклонники». Картина, вновь объединяющая сатирический жанр и спортивную тематику, построена на материале лёгкой атлетики - прыжков с шестом. Однако при съёмке этого фильма Дёжкин значительно сместил смысловые акценты. Если в литературном сценарии Ливанова и в режиссёрском - Дёжкина объектом осуждения являлись поклонники, загубившие спортивный талант, то в готовом фильме «Талант и поклонники» (1978) Дёжкин вернулся к уже привычной сюжетной модели о зазнавшемся спортсмене, в которой присутствие поклонников стало скорее второстепенным сценарным ходом.

«Талант и поклонники» (1978)





К моменту завершения «Таланта и поклонников» студия «Союзмультфильм» уже начала подготовку к Московской Олимпиаде. В массовом порядке заготавливались сценарии будущих рисованных картин с участием Миши Олимпийского - талисмана Олимпиады-80.

Разумеется, в «олимпийском проекте» невозможно было не задействовать Б.П.Дёжкина, заработавшего известность картинами спортивной тематики. Однако сюжет, за который он берётся, оказывается не совсем спортивным. На стадии написания литературного и режиссёрского сценариев менялись рабочие названия будущей киноленты: «Мы - Олимпийцы!», «Друзей на свете много», «Два сувенира», «Золотой пояс». Авторами литературной основы выступили Сакко Рунге и сам Б.П.Дёжкин, темой стала преемственность олимпийских традиций. Фильм рассказывал о дружбе Миши Олимпийского с талисманом предыдущей, Монреальской Олимпиады, - бобром Амиком. Предполагалось, что у этой картины будет и продолжение - с условным названием «Олимпийский дуэт». В первом фильме Миша и Амик успевали познакомиться, подружиться и отправиться в путешествие по Сибири, в олимпийскую Москву. Во втором - они должны были дать своеобразный шуточный концерт на московском стадионе, что ещё раз позволяло Дёжкину обратиться к жанру фильма-концерта. Сохранились рукописные наброски Дёжкина, свидетельствующие, что он уже начинал разработку сюжета второй «серии». Выпуск первого фильма был запланирован на октябрь 1979 года, но работа над лентой затянулась, и он остался единственной воплощённой частью дилогии.

Фильм был запущен в подготовительный период в марте 1979 года. Уже в процессе работы над режиссёрским сценарием он приобрёл окончательное название - «Первый автограф». Раскадровку и эскизы (художники-постановщики Б.П.Дёжкин и А.В.Винокуров) худсовет оценил очень высоко (есть сведения, что на том этапе художником-постановщиком фильма был Ю.В.Мещеряков), раскритиковав лишь музыку. Судя по рабочим записям Дёжкина, в качестве кандидатур композиторов он рассматривал Алексея Рыбникова и Игоря Ефремова, однако остановился на Викторе Лебедеве, хотя от этого выбора и предостерегал худсовет.

Однако в ходе производства начались сложности. Из-за длительной болезни режиссёра сроки сдачи картины неоднократно переносились, и закончена она была лишь в конце января 1980 года. В процессе работы фильм очень сильно изменился, потерял множество выписанных в сценарии остроумных деталей, сценарно-редакционная коллегия студии неоднократно признавала необходимость внесения в рабочий материал поправок. В довершение всего, исправлений потребовала и редакционная коллегия Госкино, для чего фильм был отправлен на переработку, и окончательно принят только 26 февраля. Вместе с другими деталями из картины исчезла почти вся олимпийская и национальная символика, из-за чего сюжет окончательно перестал читаться, а значение фигуры бобра стало вовсе туманным - никаких намёков на связь этого героя с Монреальской Олимпиадой, и вообще - с Канадой, не осталось. Очевидно, что это было связано с международными политическими осложнениями начала 1980 года, с массовым бойкотом Олимпийских Игр, одним из инициаторов которого первоначально выступила Канада. Инициатива эта была обнародована в январе 1980 года, практически одновременно с завершением работ над первой редакцией фильма. Это предположение объясняет многие метаморфозы, которые претерпела картина. В частности, по сравнению с эскизными рисунками Дёжкина, сильно изменилась внешность бобра - он утратил одежду (вместе с эмблемой Монреальской Олимпиады), сохранив при этом первоначальные пропорции и строение корпуса. Исчезли и реплики Амика, в которых он представлялся медвежьей семье и объяснял своё канадское происхождение, и многие другие, хотя и в диалоговом листе, заготовленном для озвучания, и в режиссёрских разработках мимики бобра подобные фразы фигурировали. В итоге «Первый автограф» стал одной из наименее удачных и вразумительных работ режиссёра.

«Первый автограф» (1980)





В 1980 году Дёжкин и Рунге ещё предпринимают попытку написания сценария короткометражного фильма «Олимпийский голубок», в котором выделяют в самостоятельный сюжет эпизод, ранее написанный для одного из вариантов продолжения «Первого автографа» («Мы - Олимпийцы!»). Ролик должен был представлять собой погоню Коршуна за Голубем мира, которого спасали олимпийские кольца. Однако и этот короткий фильм не был осуществлён (возможно, из-за нехватки времени).

В том же 1980 году Дёжкин приступает к разработке сценария о фигурном катании. Сделать картину об этом виде спорта он пытался и раньше - в тематических планах отразились как минимум две таких попытки: в 1974 году «Союзмультфильм» рассчитывал выпустить фильм «На ледяной дорожке» по сценарию Мориса Слободского и Якова Костюковского, а в 1978-м - картину «Ледяная фантазия» по сценарию Михаила Вольпина. Однако всерьёз работа над темой нового лирического фильма началась лишь в 1980-х годах. Сакко Рунге (как и прежде - при участии Дёжкина) в 1980-м пишет несколько вариантов литературного сценария под рабочими названиями «Весна на льду» и «Мечта, приходи на каток», а работа над режиссёрским сценарием ведётся уже под окончательным названием: «Приходи на каток». При этом длительность будущего фильма сокращается с двух до одной части.

«Приходи на каток» (1981) - вторая лирическая картина режиссёра, в которой тесно переплетаются комедийное и романтическое начала. В последний раз на экране действуют хоккеисты команды «Метеор». Необычным для Дёжкина является выбор технологии: большая часть сцен с выступлениями фигуристок сделана методом «эклер» (ротоскопированием) - над этими эпизодами работал художник-мультипликатор Иосиф Куроян. Остальной мультипликат был выполнен самим режиссёром и Виктором Арсентьевым. В процессе съёмок произошёл разрыв с художником по фонам Александром Винокуровым из-за его чрезмерного, по мнению режиссёра, увлечения живописными задачами - больше они с Дёжкиным не сотрудничали.

«Приходи на каток» (1981)





После завершения картины «Приходи на каток» Дёжкин вновь занимается короткометражными проектами: в 1982 году снимает свой последний сюжет для «Фитиля» - «Доходное место» («Птичка») по сценарию Сергея Михалкова о взяточниках, а в 1983-м - вставку «Пьянству - бой!» в игровой фильм «Витя Глушаков - друг апачей».

«Доходное место» (1982)



«Пьянству - бой!» (1983)



В том же 1983 году Дёжкин вновь берётся за актуальную тему - на сей раз борьбы за укрепление дисциплины. Он начинает готовиться к съёмке фильма-памфлета «Одна минута». Сценарий пишет Евгений Агранович, однако найденный им приём Дёжкин использует не до конца последовательно. По замыслу Аграновича, главный герой по пути на работу должен был «осваивать» разнообразные виды спорта - бокс (при пробуждении), гимнастику (при зарядке, одевании, завтраке и сборах), бег с препятствиями (при преодолении перекопанного двора), регби (при посадке в автобус), метание копья, парусный спорт, спринт. Завершался сценарий стихотворным заключением, которое скрепляло спортивную и производственную темы сюжета. Однако режиссёром эта идея была воплощена лишь частично. В результате фильм «Не опоздал» (1984), эксплуатируя известный ещё с довоенных времён эстрадный фабульный ход (использованный, например, Дмитрием Бабиченко в сюжете «Редькин занят» в 1940 году), не отличается внятностью и убедительностью.

«Не опоздал» (1984)





Последние годы своей работы на «Союзмультфильме» Дёжкин тратит на подготовку к запуску трёх сценарных замыслов, зародившихся, как можно заключить, ещё в 1970-е годы. Два из них были посвящены природоохранной тематике. В 1973 году Дёжкин с Александром Куммой пишут сценарий «Чистый воздух» об очищении человеком и животными леса, реки и воздуха. В 1975-м году этот же сюжет, названный «Любители природы», трансформируется Куммой: окружающую среду берутся очищать сказочные человечки. В 1986 году сюжет вновь реанимируется: под названиями «Лесные приключения» и «В лесу родилась ёлочка» оформляются заявка, либретто и два варианта литературного сценария. Последний из них обсуждался на студии в ноябре 1986 года, однако так и не был запущен в производство.

Другой «экологический» замысел вырастает из проекта сюжета для киножурнала «Фитиль» - «Любит - не любит». Сакко Рунге пишет два варианта сценария, а уже третий, законченный в апреле 1985 года и отвергнутый Дёжкиным, вырастает до десятиминутной картины, в которой вновь действуют «метеоровцы» в виде «голубого патруля». За этим текстом последовало ещё пять вариантов сценария под названиями «Зелёно-голубой патруль» и «Зелёный патруль». По сюжету «патрули» борются с браконьерами, помогая друг другу. В последних вариантах «метеоровцы» в действии уже не участвуют.

Над третьим замыслом - «Весёлая игра» (или «Финальная встреча») - Дёжкин работал с Александром Куммой. Это вновь была спортивная комедия, на этот раз - баскетбольная. Первые варианты разработки сюжета датированы 1977-м годом, последние - 1984-м (хотя есть вероятность, что Дёжкин продолжал готовиться к постановке и позже - вплоть до 1988 года). Вначале в сценариях действовали команды «Ромашка» и «Василёк», затем - соревновались команды любителей и «профессионалов», и наконец, в последних вариантах сценария речь шла уже о прощальном поединке «Метеора» и «Вымпела», завершающем их многолетнее соперничество.

Все эти литературные разработки сопровождались графическими, однако ни один из сюжетов не был утверждён к запуску в производство. Видимо, сценарно-редакционная коллегия уже не верила в то, что режиссёрская форма Дёжкина позволит ему справиться с подобными постановками. Попытка привлечь к работе с Дёжкиным Михаила Липскерова, написавшего сценарий «Дайте мне!» (1987), тоже была отвергнута режиссёром. Последним фильмом мастера осталась картина «Не опоздал».

В архиве Б.П.Дёжкина, переданном наследниками в Государственный центральный музей кино, помимо материалов к фильмам 1960-х - 1980-х годов, можно найти и разработки других сюжетов и эпизодов, от которых остались лишь серии рисунков. Богатейший архив Дёжкина ещё ждёт своих исследователей, а возможно, и учеников, ведь вряд ли в России найдётся более ценное учебное пособие по постижению законов искусства рисованного движения…

2014-2019

Памятник Б.П.Дёжкину на его родине - в Курске. Установлен в 2018 году. Скульптор - Владимир Бартенев.



Благодарю за помощь в подготовке поста Владимира Никитина и Сергея Конькова.

Фотографии из фондов Государственного центрального музея кино и личного архива автора, а также от Российского информационного новостного портала «Горенка».

Винокуров, цензура, публикации, анимация, Дежкин, юбилей, Союзмультфильм, Музей кино, Агранович, Василий Ливанов

Previous post Next post
Up