Дёжкин - 110. Часть 5

Aug 19, 2024 00:52


Продолжение

Вадим Долгих, Борис Дёжкин и Виктор Арсентьев.





Возвращение к спортивной тематике на новом витке режиссёрской биографии Дёжкина было ознаменовано выходом фильма «Снежные дорожки» (1963). Впервые Дёжкин снимает фильм, лишённый реплик и закадрового текста или комментария, выстраивая действие как музыкальную пантомиму. Совместно со сценаристами Александром Куммой и Сакко Рунге Дёжкин строит сюжет на противостоянии двух групп подростков - хулиганов и лыжников из спортшколы. Типажи, созданные Дёжкиным для этого фильма, будут неоднократно трансформироваться, становясь основой для персонажей будущих фильмов, хотя их «биография» будет отличаться от героев «Снежных дорожек». Художником по декорационной части выступил Светозар Русаков, с которым Дёжкин работал ранее на картине «Железные друзья». Коллектив мультипликаторов, работающих на фильме, уже невелик - впредь на своих картинах Дёжкин будет задействовать не более пяти-шести «подмастерьев». Съёмочная группа Дёжкина является своего рода «высшей школой» для попавших туда мультипликаторов. По воспоминаниям коллег, режиссёр всегда самостоятельно выполнял ключевые компоновки будущих сцен и рисунки-пояснения для исполнителей, а по окончании ими работы собственноручно правил компоновки и экспозиционные листы, причём мог добиться коренного изменения характера той или иной сцены, не прибегая к изготовлению дополнительных рисунков.

«Снежные дорожки» (1963)





Следующий сценарий Куммы и Рунге, написанный для Дёжкина (при его участии), был посвящён актуальному в те годы тезису о выдвижении молодых спортивных кадров и строился на материале хоккея. Он сменил несколько названий - «Когда ломаются клюшки», «Сломанная клюшка», и лишь к концу производства за ним закрепилось окончательное наименование «Шайбу! Шайбу!!» (1964). Фильм стал первой картиной большого цикла, главными героями которого выступали хоккеисты команды «Метеор» (в первых вариантах сценария называвшейся «Ураганом»). Конструкция персонажей хоккеистов «Метеора» и их противников из команды «Вымпел» во многом повторяла решение, найденное в «Снежных дорожках», однако именно в хоккейной «ипостаси» эти герои приобрели массовую популярность, став самыми знаменитыми персонажами Дёжкина. В сценарии вновь, как и в «Необыкновенном матче» и «Старых знакомых», поднималась тема зазнайства и самоуспокоенности в спорте, но на сей раз - без сказочной окраски: чемпионы края - хоккеисты «Метеора» - проигрывали состязание команде местной спортивной школы «Вымпел», которая проявляла сплочённость и выносливость, а также доверие к молодому начинающему игроку. Благодаря участию режиссёра, в литературном сценарии были чрезвычайно подробно прописаны детали будущего поединка, прерываемого интермедиями-клоунадами (в окончательной версии - концертными номерами фигуристов). Как и «Снежные дорожки», картина «Шайбу! Шайбу!!» представляет собой музыкально-акробатическую пантомиму, виртуозно выстроенную и исполненную группой мультипликаторов во главе с Дёжкиным.

«Шайбу! Шайбу!!» (1964)









Картина «Где я его видел?» (1965) - второе обращение Дёжкина к персонажам из Клуба Весёлых Человечков, уже без соавторства с Евгением Мигуновым. Сценарий Куммы и Рунге, над которым они работали осенью-зимой 1964 года, предназначался для мультжурнала «Светлячок» и долгое время рассматривался в паре с сюжетом «Мы сами всё знаем» (о болезни Карандаша), поставленным Львом Мильчиным в одном из более поздних номеров мультжурнала. Лишь в конце 1964 года был принят окончательный, пятый вариант литературного сценария - как основа для самостоятельного фильма «Выступают весёлые человечки» (окончательное название было утверждено уже в ходе производства). Финальная часть этой ленты вновь представляет собой своеобразный фильм-концерт, что ещё раз даёт проявиться музыкально-пластическим возможностям Дёжкина-мультипликатора. Типажи героев заметно упрощены по сравнению с картиной «Ровно в три пятнадцать…». Кроме того, «Где я его видел?» - первый фильм режиссёра с участием Владимира Соболева, который будет выполнять функции художника-постановщика дёжкинских фильмов дольше всех. На этой картине численный состав мультипликаторов достигает всего трёх человек, включая самого Б.П.Дёжкина, что впредь станет для его фильмов близким к норме. Некоторые комедийные находки, не попавшие в окончательную редакцию фильма, позже будут использованы в других картинах (в частности, в «Метеоре на ринге»).

«Где я его видел?» (1965)





1966-й год для «Союзмультфильма» стал «годом сатиры». В это время выпускается сразу целый ряд сатирических картин (в том числе выдающихся) и рассматривается предложение объединить их в единую программу мультфильмов для взрослых. Б.П.Дёжкин тоже берётся за сатирический сюжет, не только весьма острый для своего времени, но и на первый взгляд трудно сочетающийся со спецификой дёжкинской режиссуры. Очень непростой сценарий Михаила Вольпина «Мальчик с пальчиком» предназначался первоначально для Л.К.Атаманова, но уже на ранней стадии работ был закреплён за Дёжкиным. Сюжет о Совести, воплощённой в образе детской игрушки, со всей очевидностью был далёк от пантомимического жанра, к тому же требовал выявления примет определённой исторической эпохи (периода НЭПа), и решение такой задачи в творчестве Дёжкина тоже встречается крайне редко. После того, как фильм под окончательным названием «Это не про меня» был сдан, многие члены худсовета признавались, что изначально не верили в успех этой постановки. Однако Дёжкин, отмечая, что подобного материала в его биографии ещё не бывало, был активен в своём желании поставить именно такой фильм.

При работе над картиной Дёжкин весьма бережно обошёлся с литературной основой, сохранив множество деталей и сценарных находок Вольпина. Некоторому сокращению подвергся закадровый стихотворный текст, при этом несколько пострадало «политическое новаторство» идеи (по выражению самого драматурга) - акцент на персональной, а не общественной ответственности за социальное зло. Удалены были и некоторые натуралистические моменты. Тем не менее, результат оказался убедительным для большинства членов художественного совета. Дёжкин доказал, что может справиться и с таким специфическим материалом, не выходя за рамки найденного когда-то индивидуального режиссёрского почерка. Фильм «Это не про меня» - возможно, не идеальное, но вполне показательное совмещение мастерства рисованной пантомимы с сюжетом о становлении и жизненном крахе преуспевающего барыги.

«Это не про меня» (1966)









В том же 1966 году Дёжкин берётся за продолжение картины «Шайбу! Шайбу!!». Сюжет фильма «Матч-реванш» (1968) прошёл довольно долгий путь трансформаций - первоначальный вариант литературного сценария не имеет с готовой лентой почти ничего общего. Структура фильма во многом повторяет «Шайбу! Шайбу!!» - три тайма хоккейного матча перемежаются концертными номерами на ледовом поле. Как и в первой картине, комический эффект зачастую достигается переносом в хоккейную игру элементов других видов спорта. В процессе разработки режиссёрского сценария Дёжкин был готов перенести место действия за рубеж, в капиталистический мир, ещё раз изменив «биографию» героев, но такой сюжетный ход не был поддержан некоторыми членами худсовета. От этой идеи в фильме остался пародийный вставной номер - подражание фигуристов группе «Битлз». В целом «Матч-реванш» стал достойным продолжением «Шайбу! Шайбу!!» и не уступал первому фильму в популярности.

«Матч-реванш» (1968)









По некоторым сведениям, в 1969 году Б.П.Дёжкин снимал рисованную вставку для ленинградского игрового широкоформатного фильма «Голубой лёд». В окончательной редакции картины мультипликационные фрагменты отсутствуют, поэтому данная информация ещё ждёт документального подтверждения. Предположительно, некоторые производственные материалы из этой работы находятся на хранении в Государственном центральном музее кино.

Следующим фильмом становится ещё одно продолжение серии о командах «Метеор» и «Вымпел» - «Метеор на ринге» (1970, рабочее название - «Метеор - боксёр»). Для очередного состязания популярных героев Дёжкин избирает новый, не опробованный им вид спорта - бокс, и даёт, наконец, возможность «метеоровцам» «реабилитироваться» - выиграть у «Вымпела». Финал картины не только воспевал спортивную дружбу и честность, но и выявлял очевидные авторские симпатии к «Метеору», с игроками которого Дёжкин явно ассоциировал себя. Несмотря на изобилие производственного брака в цветном материале и монтажных огрехов, фильм оказался достаточно эффектным в отношении мультипликата - как и во всех своих работах спортивной тематики, Дёжкин тщательнейшим образом изучал и анализировал пластическую сторону каждого вида спорта, который ложился в основу действия. Картина «Метеор на ринге» стала последней совместной работой Дёжкина с композитором Александром Варламовым, с которым режиссёр сотрудничал с 1959 года.

«Метеор на ринге» (1970)









(Продолжение следует)

публикации, анимация, Дежкин, юбилей, Русаков, Соболев, Вольпин, Союзмультфильм, Музей кино

Previous post Next post
Up