Дёжкин - 110. Часть 2

Aug 19, 2024 00:21


Продолжение

Вхождение Дёжкина в режиссуру связано с двумя крупными именами: В.Г.Сутеевым и М.С.Пащенко.

Геннадий Филиппов и Борис Дёжкин. Фрагмент групповой фотографии. Вторая половина 1940-х гг.





Первую режиссёрскую работу Б.П.Дёжкин и Г.Ф.Филиппов создали в 1937-м году. Это был фильм «Привет героям», снятый вне плана, на общественных началах, как отклик на актуальные события - экспедицию О.Ю.Шмидта и открытие группой И.Д.Папанина дрейфующей полярной станции «Северный полюс - 1». Фильм был снят в рекордно короткие сроки (вся работа заняла около месяца, по другим данным - пятнадцать дней), без оформления договоров, группой из трёх человек (Б.П.Дёжкин, Г.Ф.Филиппов и оператор Н.В.Воинов). Художники работали на дому у Н.В.Воинова на самодельном оборудовании, стремясь закончить картину к приезду в Москву участников экспедиции. В создании фильма приняли участие сценарист П.Д.Герман, композитор А.В.Варламов и звкооператор С.Ренский. Однако картина была крайне негативно встречена политредакторами Главреперткома, потребовавшими её коренной переработки. Возражения вызвала чрезмерная «грубость» некоторых гэгов, но главное - сам факт шаржированного изображения героических событий и фигур (О.Ю.Шмидта, И.Д.Папанина, М.В.Водопьянова). На последнем этапе лента неожиданно была пропущена на экран без единой поправки и даже получила положительную рецензию в газете «Вечерняя Москва», однако через месяц все копии, разрешительные удостоверения и монтажные листы были изъяты по секретному распоряжению Главреперткома. На сегодняшний день эта картина числится в списке несохранившихся, от неё остались лишь монтажные листы, документация и несколько фотокадров.

В предвоенные годы Дёжкин становится постоянным мультипликатором группы В.Г.Сутеева, и вскоре ему уже доверяются функции ассистента режиссёра. В этом качестве он участвует в фильме «И мы на Олимпиаду!» (1940), также снятом по актуальному общественному поводу в сжатые сроки - за два месяца, а в «Мухе-Цокотухе» (1941) числится в титрах уже как «ассистент-художник». Кроме того, в этих фильмах Дёжкин по-прежнему работал как мультипликатор. К сожалению, версия «Мухи-Цокотухи» 1941 года, так и не получившая широкого проката из-за войны, сохранилась в Госфильмофонде без фонограммы, а цветной ремейк, созданный в 1960-м году Р.В.Давыдовым, Дёжкиным был оценен отрицательно. Специфика подхода к мультипликату у Дёжкина и Давыдова к началу 1960-х уже сильно разнилась, и «моцартовская» лёгкость дёжкинской пластики не могла быть воспроизведена таким экспериментатором-«монументалистом», каким был Роман Давыдов. Лишь в 2017-2018 годах автором этого текста и Александрой Евсеевой была предпринята попытка воссоздания фонограммы версии 1941 г. в максимально приближённом к оригиналу виде.

В 1941 году, после начала Великой Отечественной войны, когда все группы «Союзмультфильма» свернули свои плановые работы и занялись съёмкой актуальных антифашистских политшаржей и киноплакатов, Сутеев и Дёжкин, как сообщала пресса, уже «на равных» сняли короткометражный ролик «Бей фашистскую гадину!» («Уничтожить фашистскую гадину!»), где гитлеровцы изображались крадущимися к границам СССР в образе обезьян с висящими руками. Этот фильм предполагалось включить в один из выпусков «Журнала политсатиры», он был завершён в начале августа 1941 года, однако дальнейшая его судьба неизвестна.

Следующее приближение к самостоятельной работе состоялось в 1944 году и было связано уже с именем М.С.Пащенко. В совместном фильме М.С.Пащенко и А.В.Иванова «Синица» Дёжкин и Филиппов выступили в качестве художников-постановщиков и (очевидно) единственных мультипликаторов. Это был первый фильм, полностью сформированный дёжкинско-филипповской пластикой, среди которой выделяются снятые Дёжкиным эпизоды с моржом и поджогом моря.

Практически сразу после этого Дёжкин и Филиппов получают, наконец, право собственной официальной режиссёрской постановки и снимают свой первый фильм «Дом 13» (1945) по заказу Управления пожарной охраны НКВД Москвы. В этой работе они вновь совмещают функции режиссёров, художников-постановщиков и ведущих мультипликаторов. И в сюжете, и в мультипликате этого фильма заметно использование приёмов, ранее найденных в «Синице».

«Дом 13» (1945)





В дальнейшем Дёжкин и Филиппов всегда выполняют в собственных работах значительную долю мультипликата, однако в подходе к изобразительному решению их фильмы не отличаются от других картин «Союзмультфильма» того периода. Художниками-постановщиками на их картинах работают такие яркие мастера, как А.П.Сазонов, Е.Т.Мигунов, Г.А.Позин, В.Д.Дегтярёв, К.В.Зотов, В.С.Василенко (Весельчакова). Типажи ещё не подвергаются такой серьёзной адаптации, как в поздних фильмах Дёжкина.

В 1946 году Дёжкин с Филипповым впервые обращаются к жанру спортивного фильма. По сценарию Алексея Сазонова они снимают картину «Тихая поляна». Эта работа раскрыла богатые возможности, которые таил спортивный материал для рисованной динамики и гротеска. Он открыл череду «футбольных» фильмов Дёжкина, да и вообще спортивную тему в его творчестве. Серьёзным отличием этой «первой пробы» от последующих спортивных фильмов мастера является почти полное отсутствие музыкально-пластической синхронизации в эпизодах матча.

«Тихая поляна» (1946)





В том же году Дёжкин и Филиппов участвуют в ещё одной незапланированной работе - фильме «Орлиное перо». Эта картина была снята по инициативе Владимира Пузанова силами выпускников курсов художников-мультипликаторов при «Союзмультфильме» в качестве коллективной дипломной работы. Руководство режиссёрской частью осуществляли И.П.Иванов-Вано и Д.Н.Бабиченко, а Б.П.Дёжкин и Г.Ф.Филиппов выступили кураторами мультипликата и (судя по документам) художниками-постановщиками.

Следующей картиной тандема стала экранизация басни Гамзата Цадаса «Слон и муравей» (1948). Здесь полем для проявления способностей мультипликаторов стали народные дагестанские танцы и сцена поединка Слона с Муравьём. Перед началом работы художники осуществили командировочную поездку в Дагестан для изучения национального материала. Вслед за этим фильмом была экранизирована ещё одна басня Цадаса - «Лев и Заяц», работа над которой завершилась весной 1949 года.

«Слон и муравей» (1948)





«Лев и Заяц» (1949)





После этого Дёжкин с Филипповым вновь обращаются к спортивной теме, на этот раз с политическим оттенком. Они начинают работу над фильмом «Матч на острове» по сценарию Льва Кассиля, где пародируются нашумевшие международные футбольные матчи 1945-47 гг. с участием советских и зарубежных команд (прежде всего - поединки спортсменов СССР и Великобритании). Советские футболисты представали в образах медведей, зарубежные - крокодилов, все прочие персонажи (судьи, комментаторы, фоторепортёры, болельщики) тоже изображались в басенном ключе. Некоторые типажи и их жесты содержали элементы шаржа на конкретных футболистов (в частности, А.П.Хомича). В сюжете присутствовал и ажиотаж, сопутствующий появлению медведей, и неверие публики и западных спортивных комментаторов в их победу, и грубость зарубежных игроков, и нечистоплотность судей. Этот крупный фильм (метраж в ходе работы вырос до двух частей) должен был быть закончен к осени 1949 года, однако после разгрома фильма Ламиса Бредиса «Скорая помощь» пал жертвой запрета на отображение международной политической тематики в мультипликации, законсервирован и снят с производства. Возможно, многие идеи, найденные в процессе работы над картиной, были использованы позже в «Необыкновенном матче».

Следующая работа была вновь посвящена спорту, но на сей раз - велосипедному. Она уже не носила никакой политической окраски, поэтому прошла на экраны без поправок и проблем. Фильм «Кто первый?» (1950) по сценарию Климентия Минца (рабочее название «Счастливое колесо») стал одной из самых ярких и захватывающих лент режиссёрского тандема Дёжкина и Филиппова.

«Кто первый?» (1950)





Последней их работой стала картина «Сердце храбреца» по удэгейской сказке Д.Нагишкина (1951). Она снималась уже в эпоху доминирования «эклерной» технологии и эстетики и героико-эпической народной тематики, и в ней специфический, ни с чем не сравнимый дёжкинский мультипликат почти растворяется в принятом тогда натуралистическом движении и «академической» актёрской игре. Кроме того, на решении картины отразились и установки «борьбы с буржуазным антропоморфизмом» (отказ от очеловечивания животных, сдержанность в олицетворении природных стихий).

«Сердце храбреца» (1951)









В октябре 1952 года Геннадий Филиппов умер. Дёжкину предстояло найти нового соавтора. Начался один из самых плодотворных этапов его биографии - время совместной работы с М.С.Пащенко.

(Продолжение следует)

цензура, публикации, анимация, Дежкин, Филиппов, Пащенко, юбилей, Сутеев, Союзмультфильм

Previous post Next post
Up