Дёжкин - 110. Часть 1

Aug 19, 2024 00:11


Сегодня исполняется 110 лет со дня рождения Бориса Петровича Дёжкина.





У текста, который я хочу вывесить к этой дате, непростая судьба. Первая его половина была написана к 100-летию со дня рождения Дёжкина, в 2014-м году. Планировалось обнародовать текст в одном из сетевых изданий частями, иллюстрируя публикацию уже тщательно отобранными материалами из богатейшего архива Дёжкина, хранящегося в Государственном центральном музее кино. Однако опубликован был только самый первый фрагмент, а продолжения из-за смены руководства ГЦМК и вызванного ею кризиса не воспоследовало. Окончание работы над текстом тоже было отложено.

Вторая половина текста была завершена в конце 2019 года, когда готовился к печати сборник, посвящённый Б.П.Дёжкину, одним из составителей которого я выступал. Однако за прошедшие с тех пор четыре с половиной года это издание так и не поступило в продажу, оставшись подарочным раритетом, и мой текст до широкого читателя так и не дошёл.





Наконец, сегодня он публикуется вновь в слегка отредактированном и дополненном виде.

Георгий Бородин

ДЁЖКИН

(попытка краткого биографического очерка)



Шарж Л.Л.Каюкова

Борис Петрович ДЁЖКИН (1914-1992) - величайший из советских художников-мультипликаторов, признанный гением при жизни. Он пришёл в отечественную анимацию одновременно с появлением в ней профессии художника-мультипликатора, в 1934 году. Под его влиянием прямо или опосредованно формировались все представители этой специальности на «Союзмультфильме» в 1930-80-е гг., на совместной работе с Б.П.Дёжкиным выросла целая плеяда блестящих мастеров мультипликата. Кто-то из них долгое время работал персональным фазовщиком Дёжкина, фактически - ассистентом (М.А.Купрач, В.И.Пекарь), кто-то после обучения на курсах мультипликаторов или прорисовщиков практиковался в его группе (В.М.Котёночкин, В.С.Долгих, Г.Д.Новожилов, В.Ф.Крумин, А.А.Петров, В.П.Колесникова (Карп), В.Д.Арсентьев и мн.др.). Фактически Дёжкин - ключевая фигура, давшая стартовый толчок для развития советской школы рисованного движения.

Дёжкин закончил первые в СССР специализированные курсы художников-мультипликаторов, созданные при московском Доме Печати. Очевидно, их организация была направлена на формирование штата будущей «Смирновской студии» (Экспериментальной мультмастерской при Научно-исследовательском секторе ГИКа), с которой ведёт отсчёт процесс индустриализации мультипликационного производства в Советском Союзе. Его наставником был блистательный график А.А.Радаков, сразу выделивший Дёжкина среди других учеников. Впоследствии Радаков неоднократно подчёркивал исключительность Дёжкина как мультипликатора в предвоенной прессе. После двух лет работы на «Смирновской студии», «Мосфильме» и «Мультстудии при ГУКФ» (1934-36) Дёжкин вместе с другими художниками рисованного кино попадает на только что созданный «Союзмультфильм».

Борис Дёжкин исполняет сальто во дворе «Союзмультфильма». Фото второй половины 1930-х гг.



Приход Дёжкина в мультипликацию совпал с появлением в ней множества ярчайших фигур мультипликаторов первого, довоенного «призыва» - Г.М.Козлова, Б.Я.Титова, Л.Бредиса, Л.А.Резцовой, Ф.Г.Епифановой (на долгие годы ставшей женой Дёжкина), Д.П.Белова, Г.Ф.Филиппова, Л.В.Позднеева, Н.П.Фёдорова, Л.Н.Попова, Ф.С.Хитрука, М.А.Ботова, Р.В.Давыдова и других. Однако даже среди этой плеяды легендарных имён Б.П.Дёжкин стоял особняком. У него раньше многих других начала формироваться собственная пластическая манера, ставшая позже основой «дёжкинской школы» мультипликата, а со временем выросшая в самобытную «пластическую философию». Если в фильмах 1930-х годов мультипликат Дёжкина атрибутируется, как правило, приблизительно и по косвенным признакам, то уже в 1940-е гг. его рука опознаётся безошибочно. В этот период Б.П.Дёжкин работал в альянсе с Геннадием Флегонтовичем Филипповым, чья манера была близка дёжкинской, и с кем они долгое время составляли «единое целое», однако даже в их совместных режиссёрских работах мультипликат Дёжкина всё же выделяется.

Режиссёры «Союзмультфильма» быстро осознали исключительность дёжкинских способностей и поняли, что они требуют специфического материала. Уже в предвоенные годы стало ясно, что и этого мало: дёжкинская пластика настолько своеобразна, что требует обособленности, отдельного «пространства» внутри фильма. Поэтому Дёжкину, как правило, поручались целые эпизоды, причём - автономные, выделяющиеся в структуре картины наподобие интермедий или дивертисментов. По характеру это были концертно-пластические номера либо динамические трюковые эпизоды «цирковой» окраски (погони, поединки и проч.). Именно эти направления позже станут основными в режиссёрской деятельности Дёжкина, определив её жанровую специфику (спортивный фильм, фильм-концерт). Кроме того, уже тогда проявилось тяготение Дёжкина к гротеску и сатире, которая стала третьим жанровым направлением его режиссуры.

Если в 1940-е годы (особенно в их середине) талант Дёжкина-мультипликатора получил возможность для полного раскрытия, то в период эклерного «натурализма» материал для проявления его способностей находился с трудом. Отдушинами часто становились сцены с персонажами-игрушками либо фантастическими героями (например, Чёртом в «Ночи перед Рождеством»). В некоторых фильмах того времени дёжкинская самобытность настолько подавлена и поглощена общепринятой эстетикой, что выделить его сцены не представляется возможным. Отталкивающееся от диснеевских образцов дёжкинское мастерство не могло не оказаться под ударом в период «борьбы с диснеевщиной», одной из жертв которой он едва не стал. К счастью, запрета на профессию удалось избежать, но возможности для самовыражения в этот период были крайне ограничены.

Однако даже с учётом всех особенностей использования дёжкинского мастерства его мультипликат всегда бывал настолько экспрессивнее и организованнее общей пластической ткани фильма, что зачастую угрожал цельности картины, «перевешивая» остальные эпизоды, вырываясь из общего течения повествования. Было ясно, что дёжкинская пластическая школа требует пространства, где бы она могла полностью доминировать. Это с неизбежностью привело Дёжкина к необходимости самостоятельной режиссёрской работы. На этом пути Дёжкин пришёл к созданию особой, не имевшей аналогов в отечественной мультипликации формы рисованной хореографии, однако случилось это не сразу.

Борис Дёжкин занимается акробатикой во дворе «Союзмультфильма». Слева - предположительно, Григорий Козлов. Кадры киносъёмки второй половины 1930-х гг.

1.







2.





3.







(Продолжение следует)

юбилей, публикации, Союзмультфильм, анимация, Музей кино, Дежкин

Previous post Next post
Up