Дёжкин - 110. Часть 3

Aug 19, 2024 00:34


Продолжение

Работа над картиной «Старые знакомые». Мстислав Пащенко, Нина Палаткина, Борис Дёжкин, Валентина Василенко (Весельчакова).







Дёжкин и Пащенко познакомились в Самарканде, куда была эвакуирована студия «Союзмультфильм» в 1942-43 гг. Пащенко приехал в Самарканд, выбравшись из блокадного Ленинграда. Уже первые контакты и беседы обнаружили общность подхода к искусству и взаимную симпатию. В 1944 г. именно фильм Пащенко и Иванова «Синица» стал для Дёжкина и Филиппова «трамплином» для перехода к режиссуре. Позже Дёжкин делал мультипликат в фильме Пащенко «Когда зажигаются ёлки».

Плотная совместная работа двух мастеров началась с фильма «Непослушный котёнок», куда Пащенко пригласил Дёжкина в качестве художника-постановщика. В самый разгар «эклерной эпохи» они смогли сделать фильм не просто экспериментальный технологически, но содержащий яркие признаки дёжкинского подхода к мультипликату - особенно в походках персонажей. В компоновках художника-постановщика, специфических позах героев хорошо заметен дёжкинский «почерк».

Следующей работой Пащенко и Дёжкина, созданной уже на равных, должен был стать фильм по сценарию Пащенко «Мяч в сетке». Литературный сценарий в июле 1953 года был принят худсоветом с отличной оценкой, в октябре-ноябре были сданы режиссёрский сценарий и подготовительный период, однако завершение работы пришлось отложить из-за семимесячной нетрудоспособности Пащенко, связанной с тяжёлой операцией, осложнённой двумя инфарктами и другими заболеваниями. В возникшей паузе Дёжкин запустился с самостоятельной постановкой по басне Сергея Михалкова «Козёл-музыкант» (1954). Фильм этот не очень специфичен для Дёжкина - он частично построен на репликах, а большая его часть представляет собой написанную А.В.Мосоловым музыкальную пародию на симфоническое произведение, сотканное из мотива «Жил-был у бабушки серенький козлик…» и заимствований из музыкальной классики. Тем не менее, этот фильм совмещает признаки излюбленных дёжкинских жанров - фильма-концерта и мультипликационной сатиры. На сей раз режиссёру пришлось иметь дело с весьма «сырым» сценарным материалом, что привело к дополнительным трудностям, связанным с невнятным смысловым наполнением сюжета. В частности, группа заготовила два варианта финала фильма, причём в окончательную редакцию вошёл именно «запасной».

«Козёл-музыкант» (1954)





В октябре 1954 года Дёжкин с Пащенко возобновили работу над «Мячом в сетке», который вскоре официально получил название «Необыкновенный матч» (1955). Новое название было выбрано из тринадцати вариантов, предложенных Пащенко, по-видимому, редактором Б.А.Вороновым, несмотря на смущавшие его аллюзии на знаменитый спектакль С.В.Образцова «Необыкновенный концерт», некоторые мотивы которого Пащенко даже пародировал в первом варианте режиссёрского сценария. В основу фильма вновь был положен футбольный материал. Именно на этой работе проявилась взаимодополняющая цельность союза Дёжкина и Пащенко. Дёжкин разбавлял пащенковскую сентиментальность экспрессией, а Пащенко сдерживал дёжкинские импровизации, сохраняя цельность замысла и драматургии. Огромный успех фильма «Необыкновенный матч» (как внутрисоюзный, так и международный), объясняется ещё и тем, что в этом фильме впервые в послевоенной советской мультипликации было снято табу на отрицательное обаяние. Команда деревянных футболистов открыла галерею «порицаемых» персонажей Дёжкина, получивших широчайшую популярность в СССР. «Необыкновенный матч», являясь по своему основному адресу детской лентой, включает и элементы сатиры (настолько, насколько такое смешение жанров было возможно в 1950-е годы), что привлекало к нему дополнительный интерес взрослой аудитории. Немаловажную роль сыграл и небывалый для советской мультипликации того времени темп действия. Кроме того, именно от этого фильма можно вести отсчёт процессу формирования собственных дёжкинских принципов конструкции и облика персонажей. Нетрудно мысленно проследить эволюцию героев «Необыкновенного матча» в действующих лиц будущих дёжкинских фильмов, здесь в типажах героев (по крайней мере, деревянных футболистов) уже становится заметным влияние самого Дёжкина. Кроме того, ситуация противопоставления спортсменов, пользующихся неблаговидными приёмами, спортсменам, блюдущим спортивную честь (которую Дёжкин с Филипповым собирались воплотить ещё в «Матче на острове»), ещё неоднократно станет сюжетной основой картин режиссёра.

«Необыкновенный матч» (1955)









Уже на финальной стадии работы удача была настолько очевидна, что, сдавая готовый фильм художественному совету, Пащенко объявил о намерении снимать его продолжение. Через год появился второй фильм с теми же героями - «Старые знакомые» (1956). Вновь была произведена замена вида спорта - на сей раз персонажи состязались в водном поло. Возможно, инициатива в выборе материала исходила именно от Дёжкина - судя по тематическим планам, тематикой водных видов спорта Дёжкин с Филипповым рассчитывали заняться ещё в самом начале 1950-х годов. Дёжкин давно хотел погрузиться в разработку биомеханики мультперсонажей, действующих в водной среде - с подобными задачами он уже сталкивался в фильмах «Синица» (мультипликат Моржа) и «Кто первый?» (плавание Зайца). В «Старых знакомых» Дёжкин опять выступил в качестве художника-постановщика, собственноручно создав раскадровку картины.

«Старые знакомые» (1956)









В 1957 году, в преддверие VI Всемирного фестиваля молодёжи и студентов в Москве, Дёжкин и Пащенко, объединившись с Дмитрием Наумовичем Бабиченко, создают картину «Привет друзьям». Это - первый в режиссёрской биографии Дёжкина фильм-концерт. К этому жанру он пытался обратиться и раньше - ещё в 1949-50 гг. для них с Г.Ф.Филипповым готовился сценарий «Крылатые танцоры» - «о неисчерпаемых источниках народных талантов» в СССР, построенный как соревнование мастеров национального танца. Годом позже этот замысел трансформировался в тему «Концерт» - мультипликационное обозрение с участием кукол, представляющих самодеятельное творчество советских народов в форме пения, танца, акробатики. Видимо, из тех же соображений Дёжкин с Филипповым рассчитывали взяться и за сценарий Л.А.Кассиля «Друзья-товарищи» (воплощённый впоследствии В.А.Громовым), в котором также важное место было отведено детской самодеятельности. В «Привете друзьям» инфантильные, «пупсообразные» персонажи (характерные для фильмов Бабиченко и явно наследующие футболистам «Секции мягких игрушек» из «Необыкновенного матча») также выступали перед зрителями с концертными номерами, отражающими культурные традиции различных братских народов, участвовавших в фестивале.

«Привет друзьям» (1957)





Плодотворный период сотрудничества с Пащенко заканчивался. В 1958 году Мстислава Сергеевича не стало. Вновь возникла необходимость поисков нового альянса.

Работа над картиной «Старые знакомые». Мстислав Пащенко, Нина Палаткина, Борис Дёжкин, Валентина Василенко (Весельчакова).





Очередным соавтором Дёжкина стал Евгений Тихонович Мигунов. Их с Дёжкиным знакомство произошло ещё осенью 1941 года, во время стажировки Мигунова на «Союзмультфильме». Поработать с Дёжкиным в паре Мигунов хотел давно. Он разрабатывал декорационную часть фильма «Дом 13», был художником-постановщиком на картинах Дёжкина и Филиппова «Слон и муравей» и «Кто первый?», а Дёжкин делал мультипликат к фильмам Мигунова «Это что за птица?» и «Знакомые картинки». Кроме этого, судьба неоднократно сводила их в работе на фильмах других режиссёров, в преподавательской деятельности на курсах художников-мультипликаторов.

Дёжкина и Мигунова тоже объединяли общие интересы и взгляды на природу мультипликации. Кроме того, Мигунов был самым активным поборником сатирического жанра на «Союзмультфильме» 1950-х гг., неоднократно предпринимавшим попытки запуска сценариев сатирической тематики. Дёжкин тоже тяготел к этому жанру, элементы сатиры возникали у него во многих прежних работах. Для совместной с Дёжкиным постановки Мигунов написал сценарий «В тихом омуте», где изобразил историю социального падения алкоголика в образах речной фауны. Сценарий был запущен в разработку в отсутствие директора студии С.И.Куликова, отличавшегося перестраховочными настроениями, но после его возвращения из отпуска работа была прекращена.

В итоге совместным произведением Дёжкина и Мигунова стал детский фильм «Ровно в три пятнадцать…» (1959), где Мигунов использовал в качестве персонажей членов «Клуба Весёлых Человечков» из журнала «Весёлые картинки», с которым к тому времени начал активно сотрудничать. Сценарий Мигунова тоже наполовину представлял из себя фильм-концерт - выступление весёлых человечков перед детьми в пионерском лагере. В этом фильме участвовала большая группа мультипликаторов - учеников и последователей Б.П.Дёжкина, включая недавно закончивших двухгодичные курсы выпускников. Подробная раскадровка Мигунова, содержащая не только мизансценировку, но и черновую разработку мультипликата, была сильно переосмыслена Дёжкиным исходя из его принципов и приоритетов в построении движения.

Однако долгожданная совместная работа разочаровала Мигунова. Причиной стало то, что Дёжкин почти не проявлял интереса ни к каким элементам фильма, кроме мультипликата. Для Мигунова, который заботился о целостности фильма и доходчивости заложенной в нём идеи, были одинаково важны все составляющие картины. Числясь в титрах полноправным соавтором Мигунова, Дёжкин фактически сосредоточился только на своей специфической части работы. Эта черта - подчинённость всех элементов картины задачам пластики - станет определяющей для дальнейшего самостоятельного режиссёрского творчества Дёжкина.

Альянс с Мигуновым распался, оставив фильм, типажи которого ещё неоднократно будут использованы Дёжкиным в будущих замыслах.

«Ровно в три пятнадцать...» (1959)









Период творческих содружеств завершался. В дальнейшем Дёжкин будет работать исключительно самостоятельно. Наступали шестидесятые годы, подарившие Дёжкину новую степень творческой свободы и возможность превратить свои фильмы в полноценные произведения мультипликационной хореографии.

(Продолжение следует)

публикации, анимация, Дежкин, Пащенко, Бабиченко, юбилей, Союзмультфильм, Мигунов

Previous post Next post
Up