Зуйков в "Вита Нове"

Sep 11, 2023 22:40


В издательстве «Вита Нова» вышел альбом графики Владимира Николаевича Зуйкова. Благодаря дорогой stepnaya_galka , у меня он теперь есть, несмотря на высокую стоимость, и я могу составить о нём отзыв.



Что касается изобразительной составляющей - здесь всё в порядке. Графика Зуйкова великолепна (многое мы видели на выставке Зуйкова и Назарова в Галерее на Солянке), макет сделан очень доброкачественно, печать отличная (см. фото). Приведены воспоминания о мастере (преимущественно - учеников), статьи, автобиография, стихотворение А.П.Тимофеевского, посвящённое Владимиру Николаевичу.

Но вот что касается информационного наполнения - то оно оставляет желать лучшего. Многие работы атрибутированы или датированы с серьёзными ошибками. Причём это касается как анимации, так и книжной графики.

Иллюстрации к «КОАППам» (№№ 38 и 43) названы «иллюстрациями из журналов». Типаж из фильма «Кот и клоун» (№ 77) приписан фильму «Кот, который умел петь». Очевидный эскиз к финальному эпизоду «Мальчика как мальчика» (№ 242) не атрибутирован вовсе и датирован 2000-ми годами.

Многие работы имеют очевиднейшее отношение к анимации, но в подписях это никак не обозначено.

Так, серия «Белый страус» (№№ 6-8) - явные эскизы к непоставленному фильму «Страус». Насколько я помню, сценарий его писал сам Зуйков, и действие там происходило в метро. Если это так, то датировка «1966» - ошибочная, это работы 1980-х годов.



Так же очевидно, что «Античные воины» (№№ 34-35) - эскизы к вставкам в фильм «О спорт, ты - мир!» или сделанным на их основе «Олимпионикам». В крайнем случае - работы, навеянные материалом и тематикой этих фильмов.

Очень похоже, что три работы (№№ 168, 214, 215) - эскизы к сюжету «Пирамида», сделанному для проекта «Optimus Mundus». Либо, опять же, станковая графика, созданная по мотивам этой работы. В подписи это тоже не отражено.

Вызывает сильные сомнения атрибуция работ №№ 11-13 как эскизов к «Фильм фильм фильму». Подобного эпизода там не было. Очень может быть, что это - эскизы к непоставленному «Дикому Западу», хотя это ещё требует проверки.

Работы «Дикая кошка» (№ 83) и «Элизиум» (№ 86) использованы в фильме «Солдат и чёрт» и, возможно, написаны для него. Также вероятно, что № 87 («Без названия») - тоже эскиз к этой кинокартине.

В подписях к анимационным работам есть терминологическая путаница, особенно это касается материалов. Целлулоид назван «плёнкой», мульткраска - «белилами» или «темперой». Эскиз декорации (фона) к «Халифу-аисту» обозначен как «эскиз интерьера», хотя общеизвестно, что термина «интерьер» в рисованном кино нет. Вызывают сомнения и датировки некоторых эскизов к киноработам.

Есть серьёзные небрежности в фильмографии. Сюжет «Фитиля» «Болтун-«активист»» упомянут дважды (во второй раз - под рабочим названием «Хала-бала»). Нет фамилии соавтора Хитрука по вставке в фильм «Любить человека» и фильму «Винни Пух и день забот» - Г.М.Сокольского. В сюжете «Пирамида» Н.Е.Голованова названа «соавтором» художника, а не режиссёром. Режиссёры «Болтуна-«активиста»» (те же Хитрук и Сокольский) не упомянуты вовсе. Начисто отсутствует в фильмографии вставка в фильм «Питер Пэн». Э.В.Назаров назван соавтором Зуйкова по картине «Фильм фильм фильм» (по титрам, он был ассистентом художника-постановщика), а в число создателей рисованных вставок в «О спорт, ты - мир!» вписан А.Мягков, к мультипликации отношения не имевший.

Некоторые огорчения принёс текст Ларисы Малюковой, посвящённый киноработам Зуйкова. В нём, например, неточно пересказана история «Острова» и сказано, что ещё до начала работы Зуйкова в мультипликации они с Назаровым иллюстрировали сборники Майлена Константиновского «КОАПП» (которые издавались позже - уже в 1970-е годы). Очень обидно, что при огромном объёме, уделённом в статье фильмам Хитрука, почти ничего не рассказано о работах, сделанных Зуйковым с Натальей Головановой. Хотя сам Владимир Николаевич признавался, что «импровизационный» подход к режиссуре, свойственный Головановой, был ему ближе и удобнее, чем заведомая рассчитанность картин Хитрука (при этом он признавал право на существование обоих подходов). А история таких важных в биографии художника фильмов, как «Мальчик как мальчик» и «Кот и клоун» могли бы стать очень важным дополнением к его кинобиографии. Как и «Наваждения Родамуса Кверка» Угарова.

В общем, информационная часть книги очень разочаровала. Так что если вам важно изображение, и вы не специалист, а просто любитель графики - смело покупайте альбом (хватило бы денег). Получите массу удовольствия. Но если вы художник или его наследник - не связывайтесь с издателями, которые экономят на элементарнейшей научной редактуре.















































Сокольский, анимация, Угаров, Хитрук, Назаров, Союзмультфильм, Зуйков, Голованова, книги

Previous post Next post
Up